Недостоин тот, кто считает себя достойным

Действительно, приступая к покаянию, по слову Самого Спасителя, необходимо обязательно простить от сердца всем, на кого мы имели когда-либо обиду, испросить прощения у того, кто обижен на нас (см.: Мф. 5, 24; 6, 14-15). Но если по какой-то совершенно объективной причине мы не можем встретиться и примириться с тем, с кем когда-то рассорил нас враг нашего спасения, то достаточно примириться хотя бы в сердце, примириться и молиться об этом человеке, чтобы Господь был милостив к нему, чтобы и его сердцу "известилось" простить нам нашу вину.

Как исповедовать плотские грехи? Можно ли, если очень стесняешься, просто написать и показать священнику?

Святые отцы учат, что исповедовать плотские грехи подробно и в деталях (равно как и блудные помыслы) не следует. Во-первых, такое внимание к деталям может возобновить в душе самого исповедующегося воспоминание пережитых падений и искушений; во-вторых, будет небезвредно и для принимающего исповедь священника, если только он не бесстрастен. Однако говорить о грехе всегда надо так, чтобы было ясно, в чем заключается его суть, чтобы грех не умалялся и не преувеличивался. В некоторых случаях ради преодоления стыда действительно бывает необходимо написать грехи на листе бумаги и дать прочитать священнику. Подобные примеры можно найти и в некоторых житиях святых, в частности, в житии святителя Василия Великого, к которому пришла женщина, чьи грехи были столь постыдны (или же она сама столь чувствительна), что ей никак не удавалось назвать их вслух, почему она и доверила их бумаге. Но лучше все же ради смирения бывает понудить себя и сказать о грехе так, как есть, самостоятельно.

Я читала, что какому-то человеку было открыто, как во время исповеди каждый грех в виде змея выходит из уст кающегося при его оглашении. А как же тогда выходит этот змей, если часто батюшка сам про себя прочитывает грехи кающегося по бумажке?

Нужно помнить, что во всех подобных откровениях видимое людьми являло собой лишь образ происходившего в области духовной. И ни в коем случае нельзя относиться к таинству так "материалистически". "Выходящий из уст змей" - образ обнаружения кающимся своего греха в покаянии, открытие его пред Богом и перед священником. И нет решительного различия, как именно это происходит - посредством словесного оглашения или же посредством написания на бумаге. Хотя, как уже говорилось выше, лучше все-таки мужественно называть грехи самому, терпя при этом целительные боль и стыд.

Я совершила тяжкий грех, который хочу исповедать. Но мне стыдно исповедать его батюшке, у которого я обычно исповедуюсь, потому что он меня знает. Не скрою: боюсь и того, что он будет ко мне более строг, тем более что не истек срок епитимьи, которую он наложил на меня за другой грех. Если я пойду на исповедь в другой храм, это нормально? Или это будет лукавством с моей стороны и попыткой избежать настоящего покаяния?

Вы абсолютно правы: это действительно будет лукавством и попыткой избежать настоящего покаяния, а также очень большой ошибкой, вызванной малодушным, совершенно неправильным страхом. Стыд, который нам приходится переживать на исповеди, спасителен. Память о том, что вновь придется каяться в одном и том же грехе, нередко удерживает от него, или же, по крайней мере, таким образом, раз за разом исповедуясь в своих преткновениях перед одним духовником, человек начинает приобретать угодное Богу более всех иных добродетелей смирение. Во время исповеди сердце человека должно "раскрыться" для действия благодати, чтобы она действительно очистила, преобразила его. А лукавство, попытка что-то "спрятать", утаить от священника, у которого Вы обычно исповедуетесь, такому раскрытию помешают; у Вас останется мучительное чувство чего-то незавершенного, ощущение неполноты. Менять духовника, когда Вы видите, что общение с ним не приносит духовной пользы, можно. Но только тогда, когда это действительно так. А по страху человеческому - не стоит.

Я, к сожалению, пока не воцерковленный человек, потихоньку начинаю читать духовную литературу, но многое неясно. Так, например, в книге "Полная исповедь" написано, что является грехом принимать у себя дома в качестве друзей людей, живущих в грехе. Получается, я должна судить, насколько те или иные мои друзья и знакомые грешны, чтобы принять их у себя, когда сама я мало чем от них отличаюсь? Также в этой книжке написано, что является грехом поменять приходскую церковь, а я в данный момент переехала, и мне теперь ближе другая церковь. Как же мне быть? И еще один вопрос: можно ли исповедоваться разным батюшкам?

Желание глубже воцерковиться, по-настоящему узнать свою веру, наверное, одно из лучших желаний. Каждый священник может лишь радоваться, когда видит перед собой человека, подобное желание выражающего. Но каковы пути воцерковления? Прежде всего - сама церковная жизнь человека: ему необходимо чаще бывать в храме на богослужении, вслушиваться, всматриваться, вдумываться в то, что там происходит. Церковнославянский язык кажется вначале чужим, непонятным, но достаточно быстро внимательный человек начинает улавливать слухом знакомые слова, начинает проникать в смысл того, что читается и поется. И потом вдруг с удивлением видит, что язык на самом деле и понятный, и "свой".

Но, конечно, возникают вопросы, требующие разрешения. К счастью, время, в которое мы живем, хотя и время крайнего духовного невежества людей, но вместе с тем и пора величайшего книжного изобилия. Читая книги, можно найти в них разрешение значительной части недоумений и затруднений в понимании церковной жизни. И чем с большим усердием и прилежанием читать, тем скорее удастся "образоваться", избавиться от незнания и неуверенности.

Однако главной "школой" церковной жизни должно стать для христианина общение с пастырем, священником - с тем, кому и поручена Самим Христом забота о приходящих в ограду Его Церкви "словесных овцах". Необходимо найти возможность регулярно (скажем, на исповеди или вне ее) задавать свои вопросы священнику, у которого Вы исповедуетесь, проверять свое понимание тех или иных реалий духовной жизни, с которыми Вам приходится соприкасаться.

Можно ли менять приходскую церковь? Если храм действительно стал для Вас именно "приходом", родным домом, то Вы, даже переехав на новое место жительства, постараетесь его не оставлять. Это тот случай, когда руководствоваться нужно пользой для своей души, исходить из того, что Вашей душе в данном случае потребно и, конечно, что по обстоятельствам жизни посильно.

Можно ли исповедоваться у разных батюшек? Вообще исповедоваться лучше у одного священника, от духовного общения с которым Вы опять-таки получаете пользу для своей души, так же как и лечиться лучше у одного врача, а не пересказывать раз за разом новому врачу историю своей болезни. Но по необходимости (если священника, у которого Вы исповедуетесь обычно, нет или Вы готовились причащаться, а он не может Вас принять на исповедь) можно исповедоваться и у любого священника, который будет совершать таинство Исповеди в храме.

Что касается принятия дома людей, живущих в грехе, то не совсем понятно, о чем конкретно идет речь. Если здесь говорится о предоставлении своего жилища кому-либо для совершения греха, то это, безусловно, предосудительно. Если же просто о том, что к Вам в дом приходят люди, ведущие образ жизни, не соответствующий евангельским заповедям, то тут дать однозначный ответ гораздо сложнее. Ведь Ваши отношения могли сложиться еще до прихода в Церковь, можно ли так легко оставлять старых друзей? Главное, чтобы Вы не соглашались с чужим грехом, не одобряли его, а, напротив, старались обратить ко Христу своих не просвещенных еще светом Божественной истины друзей. И тем более не увлекались их недобрым примером (если такой пример имеет место).