Нам оставлено покаяние

Письмо 91

Дорогая ... ! Я тебе давно уже послал письмо, в котором была записка для матери и Ш. Получила ли ты? Почему не пишешь? Если получила, то почем у не пишешь, как ты и мать смотрите на мой отказ и вообще на мой взгляд на вопрос об устройстве там и об отношении С. к этому? Я уверен, что Господь может всегда устроить Своим Промыслом так, как мы и не ожидаем, если это будет Ему угодно, а пока нет ничего основательного для перемены места мне. Что думают наши? Наверно они в обиде на меня? Что делать? Надо и им подумать и больше подумать о душе. Почему вы не пишите о моей бывшей соседке, что с ней, как ее здоровье здесь, из больницы ее не выписали еще? Я не знаю, почему, но что-то препятствует мне приехать к вам даже навестить, хотя бы я и имел возможность сделать это. Теперь уже я приеду после Рождества, если будет нужно и возможно. А вот нужны мне книги некоторые, даже все с этажерки. Если кто приедет – пусть привезут багажом, а также и кресло. У меня пока все благополучно. Опять были цыганки (другие), пытались повторить весеннее нападение, но О. и С. помешали, я под носом у них захлопнул дверь, а двое с ребенком внутри остались, я их потом выпустил... Н. 1/XII–49 г.

Письмо 92

Дорогая ... ! Письмо твое я получил. Как твое здоровье теперь? Имей в виду, что по слову преп. Марка Подвижника все мы на основании непреложного закона духовного еще здесь подвергаемся наказанию за грехи, да не с миром осудимся. И это еще милость Божия, что здесь получаем возмездие. Поэтому при болезнях и скорбях надо внимательнее просмотреть свою жизнь и искренне покаяться во всем и ктому не согрешать, да не горше ти что будет. Ш. прислала мне от имени прихожан письмо с просьбой дать согласие на переход к вам. Я пишу ей отказ в приложенном здесь письме на ее имя. Передай ей, пожалуйста. Относительно прибавления молитвы Иисусовой при чтении Псалтири твое рассуждение глупое и исходит от врага или лености. По плодам их узнаете их. Я думаю, больше об этом писать не надо, и так понятно. Тебя, конечно, интересует причина моего отказа. В основном я написал, а подробности расскажу при свидании, если будет Богу угодно видеться. Привет всем и благословение Божие. Прошу ваших молитв. Н. 1949 г.

Письмо 93

Дорогая ... ! Как твое здоровье? дела, настроение? У меня были некоторые неприятности. Спроси об этом В. Даже думал о переводе в Козельск. Но, во-первых, от этого никуда не убежишь, а во-вторых, есть слух, что теперь не разрешают переходить из одной области в другую. Обещают принять, а может так случиться, уйдешь, а на новом месте, несмотря на обещание, откажут зарегистрировать и очутишься в воздухе: ни старого, ни нового места не будет. Козельск меня все еще тянет. Однако, пока надо, видно, сидеть на месте. О тебе здесь тоже интересовались. Спроси В. Будь очень осторожна в словах и действиях. Остерегайся покупать сомнительное: лес, дрова и проч. Меня об этом тоже предупредили. Вообще будь помягче с людьми, не наживай врагов. Терпи недостатки людские: друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов. Если мы будем милостивы к людям, то Господь в "ту же меру" будет к нам милостив. Это и значат слова: В ню же меру мерите, возмерится вам. От службы не отказывайся, в чем ошибаешься или погрешишь – искренне кайся пред Богом и людьми, если кого обидишь. Исторгни из сердца памятозлобие. И вот еще что: старайся и служебные дела, и все делать ради Господа, по заповеди Божией, а не по влечению сердца. Даже и добрые дела только тогда имеют цену пред Богом, когда делаются ради Бога, потому что такова воля Божия, иначе сказать, такова заповедь Божия. А если добрые дела делаются по другим причинам, то они не угодны Господу Богу. О таких-то добрых делах сказано: "Вся правда ваша якоже руб поверженный". Надо иметь во всем разум духовный, а если сомневаемся, угодно ли что Господу, то надо помолиться, хоть внутри, и говорить себе: "Господи, делаю это ради Тебя, полагая, что это угодно Тебе. Вразуми меня, Господи, все делать во Славу Твою", – и тогда будь спокойна. Не осуждай никого, ибо мы все достойны осуждения от Господа, и Он покрывает грехи наши и прощает нас в той мере, как мы покрываем недостатки ближних и прощаем их. Будь всегда посмирнее, считай себя невеждой, старайся оставаться сзади других, а не лезь наперед ни в чем, ни в словах, ни в делах. Словом, старайся быть незаметной, неслышной, тихой, мирной. Тогда Господь даст почувствовать, что значит мир Божий, превосходящий всякое разумение, мир, который оставил Господь, сказав ученикам: мир Мой даю вам, не как мир дает, Я даю вам. А ты не имеешь мира, часто нервничаешь, раздражаешься, теряешь здоровье, потому что делаешь и говоришь не ради Бога, а по своим влечениям и страстям. Всегда кайся во всем сразу, как ощутишь ошибку или грех какой, не дожидаясь, когда станешь на молитву. Все покрывай покаянием и осуждением себя. Смиряйся пред Богом и людьми, тогда будешь спокойнее и постепенно достигнешь мира Христова. Будь здорова. Господь да благословит и вразумит тебя. Спасибо тебе за все. Н. 1950 г.

Письмо 94

Мир тебе, ... ! Здоровья и спасения желаю тебе. Я послал тебе 22/I телеграмму, что Н. окончательно отказывается от перехода в К. и что хлопотать об этом не следует. Я приехать не мог, так как на два воскресенья 16–29/I и 23/I–5/II я остаюсь один. Очевидно, моя поездка будет на Фоминой неделе или на следующей по ней. Я думаю, что кроме маленького круга близких все будут рады, что я не буду в Козельске. Так должно быть. Монашки слишком умны и много знают, а прочим безразлично, лишь был бы помоложе и погорластей. Да и нужды там в другом нет. О.С. с о. М. отлично справятся. Помоги им. Лучше о. С. и не брать никого, спокойнее ему будет. Мой совет никого не брать. Передай ему от меня большую благодарность, привет сердечный и пожелание справиться одному. Во всяком случае не торопиться брать, а прежде испробовать одному побыть весь год. А раз год целый был один, так почему не побыть и другой год. Если у Калужского начальника есть лишние люди, то пусть посылает в Смоленск, у нас имеется восемнадцать мест свободных, и я тоже боюсь остаться один, давно уж об этом поговаривают. С. здесь понравилось, и она не прочь устроиться и совсем сюда. Почему О. ничего не пишет. Поругай ее за это. Как ее здоровье? и П.М.? В. говорил, что она, т.е. П.М., была сильно больна. Пиши, как дела там, как здоровье твое. Н. 1/II–50 г.

Письмо 95

... ! Привет всем и благословение Божие. Будь здорова, Господь да благословит тебя и вразумит. Не груби ни кому, кто тебе разрешил говорить и упрекать о. С., что он не хочет взять будто бы Н.? Будь почтительнее к о. С., а не веди себя запанибрата, слушайся, не спорь; можешь высказать свое мнение, но не настаивай очень. Проси у Господа мудрости и выдержки. Не будь умна и своим умом, иначе посрамишься. Апостолы и святые отказывались от всего своего, чтобы приобрести Божие. "Мы имеем ум Христов",– говорил апостол Павел и велел себе подражать. А у тебя есть черта выскакивать со своим. Везде со всеми смиряйся. Бог гордым противится, а люди и тем более. Вот тебе, пишешь, "нравится Досифей", а чем? Тем, что хоть в малой мере чувствуется смирение и это действует на людей. А резкость, грубость, крик, настойчивость – все это признак и не смирения, а явной гордости. Подчеркивая: явной,– потому что есть и тайная гордость, которую не сразу в себе познаем. Старайся быть незаметной везде, сокрушаться в своих недостатках явных и тайных. Сокрушение сердца восполняет недостаток делания заповедей, да они и исполненные не угодны Богу, если нет сокрушения. Можно и из гордости исполнять почти все заповеди и быть врагом Бога. Прости меня. Трудись над спасением. Дни лукавы, и не знаем, что принесет завтрашний день. Привет О. и нашим. Будь осторожна в покупке дров и леса. Если есть возможность, то заготовляй дрова законным образом. Выпиши на учреждение, а если недостаточно, то на жителей, а сомнительных дров не покупай. Тебя будут стараться угробить, поэтому будь осторожна. Выпиши из Горторга, а недостающее купишь у колхозников. Будут пользоваться каждой твоей ошибкой... Н.

Письмо 96

Мир тебе и спасение от Господа нашего Иисуса Христа, дорогая ... ! Пора бы тебе знать, что враг не оставит в покое никого из желающих спасения и, следовательно, борьба с ним до смерти не прекратится. Побороть же его своей силой не может никто. Разрушить дело диавола и пришел на землю Господь. Он и борется против диавола и греха с теми, кто всегда призывает Его на помощь. Должен и человек противодействовать греху и диаволу всеми своими силами, употребляя в качестве оружия средства, указанные Господом, Апостолами и Святыми Отцами. Для православного оружием против диавола являются: пост, молитва, трезвение, смирение. Без смирения, никакие средства не помогут, да и Господь самонадеянному и гордому не помогает, и тот неминуемо впадет в разные сети врага. Кто хочет побороть врага, избавиться от страстей, а не борется с ним данным оружием, тот, очевидно, и не победит. Чем смирнее и смиреннее человек, тем скорее избавится от врага. К этому надо добавить, что злопомнение уничтожает силу молитвы, ибо Господь не принимает молитвы от человека враждующего с ближними или имеющего злопомнение, и отсылает прежде примириться. А без молитвы, принятой Богом, человек будет один, и, следовательно, враг совсем одолеет его. Да и правильно борющийся не сразу одолевает врага. Для этого надо время и терпение. Борись правильно, старайся быть в мире со всеми, приучайся к трезвению и непрестанной молитве. Смиряйся пред Богом и людьми, тогда будешь низлагать исполинов одного за другим и освободишься от плена греховного. Ни один духовник не будет хуже относиться к человеку, искренне глубоко раскаявшемуся во грехах, каковы бы они ни были. Это уловка вражия, чтобы кающийся скрыл свои грехи и не получил прощения. Наоборот, если духовник человек верующий, то станет лучше относиться, это таинственное свойство исповеди. Относительно тети и других надо помнить правило: Тяготы друг друга носите, и тако исполните закон Христов. М.Н. написал и благодарил. Терпи все упреки и ругань, и клевету, правильные и неправильные, ибо они полезны, очищают душу от грехов и содействуют росту смирения, если не будешь возражать. Говори, как разбойник: "Достойное по делам нашим приемлем, помяни мя, Господи, во царствии Твоем". Никаких монашек забирать не будут, кроме тех, у кого длинный язык: пусть держат его за зубами, если не хотят быть за стенами. Передай М. и Н. мой привет и благословение Божие. Помню их и желаю от Господа милости им и спасения. Бог тебя простит за все. Следи за собой. Дни лукавы суть, и смерть не за горами. Старайся ежедневно напоминать себе, что скоро предстанешь на суд пред Господом. Что будешь отвечать Ему? Оторвись от мира и суеты его, прости всем, сохраняй мир со всеми, больше сиди дома и не будь праздной, а занимайся молитвой или псалмопением, немножко читай, сделай нужные дела с молитвой Иисусовой и с памятью Божией. Кайся, сокрушайся пред Богом за все бесчисленные грехи и Господь простит все и примет тебя в вечную жизнь и блаженство. Прости меня. Н. 1950 г.

Письмо 97

Мир тебе, сестра! Я обеспокоился твоим письмом. Что такое за болезненное состояние, что ты боишься сказать о нем даже врачам. Рак? Туберкулез? Этого ты сама определить не можешь, а если будешь все переживать одна, то расстроишься еще хуже. Лучше сходи к хорошему врачу здесь, в Белеве, когда приедешь, а не расстраивай себя. Думай больше о будущей жизни, о необходимости стать на суд Божий. С чем явимся туда? У меня мысль устроить тебя в сторожку просфорницей. Не болей. Будь здорова. Господь да благословит тебя. Благословение Н., К., М., М.Н., А.И. и всем, всем, всем. Я за каждой службой поминаю М.Н. и ее усопших родных. Жду ее в гости к себе. Поблагодари ее за любовь ко мне, незаслуженную мною. Н. 1950 г.