Нам оставлено покаяние

Мир тебе, ... ! Здоровья и спасения желаю тебе. Я послал тебе 22/I телеграмму, что Н. окончательно отказывается от перехода в К. и что хлопотать об этом не следует. Я приехать не мог, так как на два воскресенья 16–29/I и 23/I–5/II я остаюсь один. Очевидно, моя поездка будет на Фоминой неделе или на следующей по ней. Я думаю, что кроме маленького круга близких все будут рады, что я не буду в Козельске. Так должно быть. Монашки слишком умны и много знают, а прочим безразлично, лишь был бы помоложе и погорластей. Да и нужды там в другом нет. О.С. с о. М. отлично справятся. Помоги им. Лучше о. С. и не брать никого, спокойнее ему будет. Мой совет никого не брать. Передай ему от меня большую благодарность, привет сердечный и пожелание справиться одному. Во всяком случае не торопиться брать, а прежде испробовать одному побыть весь год. А раз год целый был один, так почему не побыть и другой год. Если у Калужского начальника есть лишние люди, то пусть посылает в Смоленск, у нас имеется восемнадцать мест свободных, и я тоже боюсь остаться один, давно уж об этом поговаривают. С. здесь понравилось, и она не прочь устроиться и совсем сюда. Почему О. ничего не пишет. Поругай ее за это. Как ее здоровье? и П.М.? В. говорил, что она, т.е. П.М., была сильно больна. Пиши, как дела там, как здоровье твое. Н. 1/II–50 г.

Письмо 95

... ! Привет всем и благословение Божие. Будь здорова, Господь да благословит тебя и вразумит. Не груби ни кому, кто тебе разрешил говорить и упрекать о. С., что он не хочет взять будто бы Н.? Будь почтительнее к о. С., а не веди себя запанибрата, слушайся, не спорь; можешь высказать свое мнение, но не настаивай очень. Проси у Господа мудрости и выдержки. Не будь умна и своим умом, иначе посрамишься. Апостолы и святые отказывались от всего своего, чтобы приобрести Божие. "Мы имеем ум Христов",– говорил апостол Павел и велел себе подражать. А у тебя есть черта выскакивать со своим. Везде со всеми смиряйся. Бог гордым противится, а люди и тем более. Вот тебе, пишешь, "нравится Досифей", а чем? Тем, что хоть в малой мере чувствуется смирение и это действует на людей. А резкость, грубость, крик, настойчивость – все это признак и не смирения, а явной гордости. Подчеркивая: явной,– потому что есть и тайная гордость, которую не сразу в себе познаем. Старайся быть незаметной везде, сокрушаться в своих недостатках явных и тайных. Сокрушение сердца восполняет недостаток делания заповедей, да они и исполненные не угодны Богу, если нет сокрушения. Можно и из гордости исполнять почти все заповеди и быть врагом Бога. Прости меня. Трудись над спасением. Дни лукавы, и не знаем, что принесет завтрашний день. Привет О. и нашим. Будь осторожна в покупке дров и леса. Если есть возможность, то заготовляй дрова законным образом. Выпиши на учреждение, а если недостаточно, то на жителей, а сомнительных дров не покупай. Тебя будут стараться угробить, поэтому будь осторожна. Выпиши из Горторга, а недостающее купишь у колхозников. Будут пользоваться каждой твоей ошибкой... Н.

Письмо 96

Мир тебе и спасение от Господа нашего Иисуса Христа, дорогая ... ! Пора бы тебе знать, что враг не оставит в покое никого из желающих спасения и, следовательно, борьба с ним до смерти не прекратится. Побороть же его своей силой не может никто. Разрушить дело диавола и пришел на землю Господь. Он и борется против диавола и греха с теми, кто всегда призывает Его на помощь. Должен и человек противодействовать греху и диаволу всеми своими силами, употребляя в качестве оружия средства, указанные Господом, Апостолами и Святыми Отцами. Для православного оружием против диавола являются: пост, молитва, трезвение, смирение. Без смирения, никакие средства не помогут, да и Господь самонадеянному и гордому не помогает, и тот неминуемо впадет в разные сети врага. Кто хочет побороть врага, избавиться от страстей, а не борется с ним данным оружием, тот, очевидно, и не победит. Чем смирнее и смиреннее человек, тем скорее избавится от врага. К этому надо добавить, что злопомнение уничтожает силу молитвы, ибо Господь не принимает молитвы от человека враждующего с ближними или имеющего злопомнение, и отсылает прежде примириться. А без молитвы, принятой Богом, человек будет один, и, следовательно, враг совсем одолеет его. Да и правильно борющийся не сразу одолевает врага. Для этого надо время и терпение. Борись правильно, старайся быть в мире со всеми, приучайся к трезвению и непрестанной молитве. Смиряйся пред Богом и людьми, тогда будешь низлагать исполинов одного за другим и освободишься от плена греховного. Ни один духовник не будет хуже относиться к человеку, искренне глубоко раскаявшемуся во грехах, каковы бы они ни были. Это уловка вражия, чтобы кающийся скрыл свои грехи и не получил прощения. Наоборот, если духовник человек верующий, то станет лучше относиться, это таинственное свойство исповеди. Относительно тети и других надо помнить правило: Тяготы друг друга носите, и тако исполните закон Христов. М.Н. написал и благодарил. Терпи все упреки и ругань, и клевету, правильные и неправильные, ибо они полезны, очищают душу от грехов и содействуют росту смирения, если не будешь возражать. Говори, как разбойник: "Достойное по делам нашим приемлем, помяни мя, Господи, во царствии Твоем". Никаких монашек забирать не будут, кроме тех, у кого длинный язык: пусть держат его за зубами, если не хотят быть за стенами. Передай М. и Н. мой привет и благословение Божие. Помню их и желаю от Господа милости им и спасения. Бог тебя простит за все. Следи за собой. Дни лукавы суть, и смерть не за горами. Старайся ежедневно напоминать себе, что скоро предстанешь на суд пред Господом. Что будешь отвечать Ему? Оторвись от мира и суеты его, прости всем, сохраняй мир со всеми, больше сиди дома и не будь праздной, а занимайся молитвой или псалмопением, немножко читай, сделай нужные дела с молитвой Иисусовой и с памятью Божией. Кайся, сокрушайся пред Богом за все бесчисленные грехи и Господь простит все и примет тебя в вечную жизнь и блаженство. Прости меня. Н. 1950 г.

Письмо 97

Мир тебе, сестра! Я обеспокоился твоим письмом. Что такое за болезненное состояние, что ты боишься сказать о нем даже врачам. Рак? Туберкулез? Этого ты сама определить не можешь, а если будешь все переживать одна, то расстроишься еще хуже. Лучше сходи к хорошему врачу здесь, в Белеве, когда приедешь, а не расстраивай себя. Думай больше о будущей жизни, о необходимости стать на суд Божий. С чем явимся туда? У меня мысль устроить тебя в сторожку просфорницей. Не болей. Будь здорова. Господь да благословит тебя. Благословение Н., К., М., М.Н., А.И. и всем, всем, всем. Я за каждой службой поминаю М.Н. и ее усопших родных. Жду ее в гости к себе. Поблагодари ее за любовь ко мне, незаслуженную мною. Н. 1950 г.

Письмо 98

Дорогая ... ! Получил твое письмо. Ты ничего нового мне не сообщила, кроме того, что тебе нездоровится. Я ясно предвидел и тебе говорил, что будет тебе очень тяжело, что будут следить за каждым твоим шагом и все истолковывать по-своему. Этого надо было ожидать. Это и есть. Очень сочувствую тебе. Но ты знала сама, что это будет. Потерпи. Если здоровье позволит, то не бросай работы, а проси у Господа сил и потрудись... Пройдет это трудное время, а потом будет легче. Надо бы и хозяину понять и удалить тех, о которых ты писала. Спокойно и смиренно указывай время от времени хозяину на неудобство создавшегося положения. Не удивляйся ничему. Жизнь сложнее, чем мы думаем, а живи сама просто без лукавства в заповедях Божиих, тогда вся ложность и трудность, вся "стропотность" превратится в ясный и гладкий путь. А если лукавить или роптать, то можешь запутаться в этой сложности. Привет З. и всем оптинским. Н. 20/III–50 г.

Письмо 99

Дорогая ... ! Получил твое письмо, и удивляюсь, что у вас там нет веры моим словам. Очень прошу и тебя, и наших иметь побольше доверия ко мне и больше думать о смерти и будущей жизни, и в свете этих мыслей рассматривать все житейские вопросы – с точки зрения вечности, вечной жизни. Тогда многое, многое покажется в ином виде. Многое из того, что считаем очень важным, потеряет всякую цену, и наоборот, на что не обращаем внимания, что откладываем на задворки, то окажется самым нужным. Надо больше сознавать свои грехи каждому и оплакивать их, и заботиться об освобождении от них, а не утопать в мелких житейский дрязгах и расчетах, да измышлениях. От всей души желаю, чтобы Господь умудрил всех вас на этот счет. Сердечный привет тебе и всем и благословение Божие. Как здоровье м. В. и наших уродов (говорю ласково, а не ругательски)? Когда они образумятся? Жаль мне м. В. Хорошо бы ей у меня отдохнуть несколько. А, может, Господь не пускает сюда, чтобы там смирялась. Простите за все. Почему наши ничего мне не пишут? Покажи это письмо нашим. Н. 18/IV–50 г.

Письмо 100

Мир тебе, ... ! Я получил твое письмо, вернее прочитал его, только вчера, 12/X, так как только вчера вернулся из Волочка. Там умерла Е.Е., которую знает м. В., меня вызвали телеграммой. Я ей обещал еще при жизни похоронить ее и обещание исполнил. Она много доброго сделала для меня. Прошу всех поминать ее. 23/X будет двадцать дней, а 12/XI – сорок дней. Числа указаны по новому стилю... Ты сделай свое дело по силе, ради Бога, а не ради корысти, тогда и душевно, и телесно легче будет. Сердечные больные могут и скоро умереть, а могут и сорок лет прожить; а к смерти быть готовым велено всем и на всякое время. И вполне здоровый человек не может уверенно сказать, что проживет до вечера. Вспоминай все свои грехи и кайся в них. Будь смирней, помня слово Божие: Бог гордым противится, смиренным же дает благодать прощения грехов и спасения души. Болезни и скорби принимай, как благоразумный разбойник: "достойное по делам своим приемлю". Будучи проездом в Москве, я заходил туда, где книги. Отнеслись они очень недоверчиво и книг не показали, будто бы нет. Дали пять книжек житий святых и все. Из-за них я потерял почти два дня. Будьте здоровы. Просим у всех: не забывайте нас в молитвах. Н. 13/X–50 .

Письмо 101