Нам оставлено покаяние

"Монашество великая Божия тайна" (свт. Игнатий). В древности монастыри устраивались Святым Духом через Его светильников духоносных подвижников и старцев. Примером могут служить Тавенские монастыри преп. Пахомия Великого, основоположника общежительного монашества, монастыри преп. Венедикта Нурсийского, Великая Лавра преп. Афанасия Афонского, обители в Иверии, основанные учениками преп. Давида Гареджийского. В России таковыми явились Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавры, монастыри, основанные учениками преп. Сергия Радонежского, Соловецкий, Валаамский, Кирилло-Белоезерский монастыри, Саровская и Глинская пустыни, Пафнутиев-Боровский и Иосифо-Волоцкий монастыри, Тихонова пустынь и многие, многие другие. Их основатели в большинстве случаев вовсе не думали об устройстве обители. Они селились в пустыне с единственной целью оплакать свои грехи. Но Божия благодать собирала к ним учеников, которые просили старца взять на себя труд управления обителью.

Основателем монастыря должен быть монах, который сам провел не один год в монашестве. Монах настоящий, знающий иноческую жизнь не по книгам и не по лекциям в семинарии. Сейчас же порой через год после крещения принимают монашеский постриг и вскоре назначаются настоятелями. На то, чтобы человек основал обитель должно быть Божие благословение.Не может человек на себя ничего принимать, если не будет дано ему свыше(Ин. 3; 27). Администраторы поэтому должны устанавливать и поддерживать такие порядки, чтобы управлял монастырем Бог, вести себя так, чтобы дать в обители место Богу.

Для полноценной духовной жизни необходимо духовное общение. Церковь это не отдельные личности, а общность, монастырь "одна семья" (преп. Варсонофий Великий). Только в том случае будет монастырь, если будет единодушие, единомыслие между братиями. А это возможно, когда будет человек, вокруг которого они бы собрались. Вряд ли для создания такой духовной семьи достаточно только воли администратора.

Настоятель обители должен душу свою полагать за братию, быть не отцом, а матерью для нее. "Братия у меня, Божиею милостью, крайне смирная; а я стараюсь с ними быть как можно милосерднее и помнить оное Евангельское слово:Сын Человеческий не прииде да послужат Ему, но послужити", писал иером. Игнатий (Брянчанинов) из Лопотова монастыря. "Вы знаете, пишет он позже из Сергиевой пустыни, как я живу в монастыре: не как начальник, а как глава семейства". Обители, в которых настоятельствовал архимандрит, впоследствии епископ, Игнатий (Брянчанинов) были примером истинной духовной семьи. Об обстановке в Сергиевой пустыни жизнеописатели святителя свидетельствуют: "Двери кельи о. архимандрита были открыты, к нему входили свободно от престарелых монахов священнослужителей до юных послушников, вследствие чего все братство стало составлять одну великую семью, управляемую одним отцом, связанную союзом согласия и духовного единения, одушевляемую и руководимую высоким учением отца-наставника"; "Архимандрит Игнатий соединял в себе и мудрость духовную, и внешнюю власть, а потому жительство под его руководством и в его обители было драгоценным приобретением для искавших монашествовать разумно" ("Аскетические опыты", т. I, Жизнеописание еп. Игнатия, стр. 46; 54).

Так, собственно, и было в древних монастырях, и до них в первых христианских общинах, хранителями духа которых и явились монастыри. Все было едино: единая душа, единое сердце, все были вместе. Образцом самой первой христианской общины были апостолы Христовы с их Божественным Учителем во главе.

Для того, чтобы в обители была возможна монашеская жизнь во всей полноте, ей необходим духоносный старец-руководитель; игумен должен быть человеком, воспитанным в святоотеческих традициях, глубоко понимающим творения Святых Отцов; при том, что епархией управлял бы близкий им по духу архипастырь, понимающий нужды современного монашества.

Примером такого монастыря может служить Оптина пустынь при старцах. Настоятелем монастыря был преп. Моисей, настоятелем скита преп. Антоний, старцами являлись преподобные Лев и Макарий, позднее Амвросий и другие. Епархией управляли митр. Филарет (Амфитеатров) (1819-1825 гг.), ныне прославленный как местночтимый в лике святых Украинской Православной Церкви Московского Патриархата; затем Преосвященный Григорий (Постников) (1825-1828), впоследствии митр. Санкт-Петербургский; позже архиеп. Григорий (Митькевич) (1851-1881 гг.), замечательный архипастырь-подвижник (См. о них "Отечественные подвижники благочестия", декабрь (II ч.), апрель). При этих архиереях Оптина пустынь расцвела, окрепла и получила известность. В ней воспиталась духоносная братия, так что впоследствии враги старчества уже ничем не могли повредить обители, хотя и пытались это сделать. Если не хватает одного из вышеперечисленных условий нормальной духовной жизни в монастыре, братия будет неизбежно испытывать скорби.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что при отсутствии духоносных старцев-руководителей духовная жизнь в монастыре возможна, если в нем сохраняются святоотеческие заветы.Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них(Мф. 18; 20). Также, где собраны двое или трое иноков, почитающих писания Святых Отцов, старающихся исполнить отеческие заветы, там духом пребывают и Святые Отцы, там пребывает дух Святых Отцов. Даже если нет духоносных руководителей, монашеская жизнь в таком обществе возможна. Но уже во времена свт. Игнатия такие монастыри были крайне редки:

"Вы не найдете в нынешнее время ни одной обители в собственном смысле слова, ибо правила Святых Отцов поражены, разъединены светскими указами; остались по местам монахи: они-то должны своим общением, святым и непорочным, восстановить монашество, для которого, когда угодно будет Богу, найдутся и обители", говорил свт. Игнатий ("Из записок Преосв. Леонида, архиеп. Ярославского", "Отец современного иночества", М., 1996).

Вот уже несколько лет в России свободно восстанавливаются тысячи храмов, возникают новые обители. Церковь получила возожность заниматься благотворительной, просветительской деятельностью, жить нормальной, полноценной жизнью. Это не может не радовать верных ее чад. Тем не менее, мы не должны обольщать себя, закрывая глаза на недостатки. Пророки древнего Израиля сурово обличали отступление народа Божия от Закона. Лучшие иерархи и пастыри Русской Церкви накануне трагедии 1917 года открыто указывали на недостатки Церкви и общества, стремясь пробудить в людях покаяние то единственное, чем живет Церковь Христова на земле.

Один из известнейших духовников Псково-Печерского монастыря считает, что нынешнее возрождение Церкви, к сожалению, пока только внешнее. Особенно это заметно в нынешних монастырях. Пройдут многие годы, пока в них воспитаются духоносные старцы и талантливые администраторы.

Будем надеяться, что книга писем о. Никона, являясь духовным руководством для любого современного христианина, будет прочитана и оценена по достоинству в святых обителях и внесет свой вклад в дело возрождения русского монашества, а также неразрывно связанного с ним возрождения Православной Церкви и России.

Если возрождение Церкви пока только внешнее, то предсказанное святыми возрождение еще впереди.

Издатели