Нам оставлено покаяние

Письмо 126

Многоуважаемая ... ! Меня очень забеспокоило состояние Вашего здоровья. Я знаю, как трудно с плохим здоровьем вести работы и внешнюю, и внутреннюю, а работать Вам необходимо пока. Да поможет Вам Господь и Одигитрия. Как Вы себя чувствуете теперь? Во всяком случае, не унывайте. Мир кажется большим с человеческой мерки, но не с Божией. Он видит все, и все наши состояния внешние, и внутренние всегда у Него пред очами. Любовь же Его и всемогущество попускают совершаться с нами только тому, что послужит в конечном итоге к величайшему нашему благу. Поэтому и лучше всего нам покориться под Его крепкую и любящую руку и все принять с благодарностью. Это большой духовный подвиг, но принудить себя к этому необходимо. Он характеризует все устроение человека. Без этого все наше доброе мало имеет цены. Наш путь к спасению – терпение с благодарностью (во всяком случае без ропота) всего случающегося. Мы потому остро воспринимаем скорби, что почти не верим словам Евангелия. Готовы поверить всякому человеку, более или менее порядочному, а вот Господу не верим и не доверяем. Это непонятно, пожалуй, рассудку, а внимание к себе показывает, что это именно так. Нужно немало внутренне потрудиться, чтобы получить живую веру в Господа и слова Его. Только при этой вере становится легко жить и переносить все тяготы жизни. Тем более, что она – коротенькая подготовка к вечности. Простите за празднословие. Желаю Вам однако приобрести живую веру и преданность Господу. Напишите откровенно, может быть, мне не следует писать Вам подобные вещи. Теперь всех вас я ежедневно вспоминаю у жертвенника. Не забывайте и меня. Н. 3/XI–1948 г.

Письмо 127

Г. Гжатск, Смоленская обл., Смоленская ул., 114. Таков мой новый адрес, многоуважаемая ... . 13/XI я уехал из Калуги, побывал в Козельске и поехал в Смоленск. Меня назначили в Гжатск. Это пять часов езды от Москвы по Смоленской дороге, так что я чаще смогу побывать в Москве, тем более, что и мои родные там. Знаете, меня все время несколько беспокоит судьба Е.Н. Как она себя чувствует? Дай Бог ей мудрости, да и Вам тоже. Если в нашем мире столько зависти, нечестности, то и среди ваших, я полагаю, не меньше. Да поможет всем Господь. И церковь, и квартира моя находятся в двух шагах от вокзала – на кладбище, за которым сразу же начинается мелкий ольховый лесок. Есть и речка. Летом здесь должно быть хорошо, а пока очень уныло. Церковь маленькая, с отвратительно расписанными стенами живописью. Зимняя половина вмещает не более 150 человек Служить неудобно. А каково будет настроение при службе – не знаю, т.к. не ознакомился еще с сотрудниками. ... , приезжайте сами и зовите знакомых. Судьба кидает меня, приучая ни к чему и ни к кому не привязываться. Огорчает меня отсутствие интереса ко спасению в нашем мире, а главное – у епископов. На первом плане интересы материальные и семейные (если жен нет, то всякие родственники: братья, сестры и проч.). У Калужского есть одно, по крайней мере, достоинство – он не бросает людей по капризу без желания, а кто теперь без крайности желает переезжать с места на место? Простите за почерк и кляксы. Все чужое, неустроенное... Да хранит Вас Господь. Всех всегда помню. Прошу и меня не забывать. Н. 1/XII–1948 г.

Письмо 128

Многоуважаемая ... ! Получил Ваше письмо, благодарю за доброе отношение ко мне. 20/XII я буду в Москве. Я не стану сейчас ничего писать в надежде поговорить лично. Если у Вас есть недоуменные вопросы по моей специальности, то приготовьте их, подумайте, а при встрече поговорим. То же и у В.Н. Я хотел бы побеседовать об этих вопросах не для того, чтобы Вам что-либо дать, а чтобы проверить себя, так как, несомненно, Вы в Москве можете от более опытных врачей слышать разрешение тех или иных вопросов, и я мог бы для себя воспользоваться этим. Итак, до скорого свидания. Сердечный привет Вам, В. и Е. Господь да благословит Вас и вразумит на все доброе. Н. 15/XII–48 г.

Письмо 129

Многоуважаемая ... ! Благодарю Вас за поздравление с Новым годом и праздниками. Сам я не имею обыкновения кого-либо поздравлять почему-то, простите, что и Вас не поздравил. Я забыл при свидании напомнить Вам о произведениях Игнатия Брянчанинов а, особенно о пятом томе. Там Вы нашли бы разрешение многих интересующих Вас вопросов. Я охотно бы с Вами побеседовал, чтобы проверить себя. Сам я долго болел этими вопросами, но имел достаточно мудрости ждать возможного разрешения их, и действительно: многое казавшееся неразрешимым или противоречащим всему "миросозерцанию " вполне уяснилось и еще более подтвердило правильность этого мировоззрения. Желаю Вам здоровья физического и психического. И болезни имеют смысл и пользу для нас. Я на себе и на многих убедился в этом, не говоря уже о том, что в христианском миросозерцании они прямо считаются, как и все скорби, даром Божиим, а не проклятием. Будьте же здоровы и благополучны. Если буду в Москве, то обязательно постараюсь увидеться с Вами. Пишите. С почтением Н. 17/I–49 г.

Письмо 130

Многоуважаемая ... ! Я получил от Вас два письма, и ответил, хотя и не сразу. Вы писали, что плохо себя чувствуете и подозреваете даже активное ... . Как Ваше здоровье теперь? Я ведь с 9/I по 12/I был в Москве. 7/I в самый праздник умер мой отец и я приезжал хоронить и должен был вернуться на службу, т.к. сотрудник уехал и я остался один. Поэтому я не мог дольше побыть, хотя и хотелось Вас увидеть. Я теперь без второго служу и уезжать будет труднее. Когда сможете, приезжайте ко мне в гости. Со мной живет старушка схимонахиня, очень хорошая. Я боюсь Вам что-либо писать из духовной психологии. Если Вы не находите удобным иметь переписку со мной, то не стесняйтесь. Я вполне это понимаю и ни в какой мере не обижусь. Поговорим при свидании. Привет В.Н. и Е.Н. Будьте здоровы и благополучны во всем. Н. 7/II–49 г.

Письмо 131

Многоуважаемая ... ! Я получил Ваше письмо вчера, 26, в день рождения В. Вас я поминаю за каждой службой неизменно. Очень огорчаюсь, что здоровье Ваше слабо. Что нужно предпринять, чтобы остановить процесс? Какая установка относительно таких больных? Неужели не положено помогать в таких случаях больному, а предоставлять силам больного? Конечно, знает Господь и без цели не попускает болезни. Ибо без них трудно спасаться, особенно в миру. Силен же и восстановить здоровье, если человек может и в здоровом состоянии жить как должно. Поэтому одно из средств для восстановления здоровья – укрепиться в делании заповедей, стать твердо на пути в царствие Божие, ибо и здоровье нужно на этом пути, недостаток его мешает, как и избыток вредит и останавливает. Надо смириться под крепкую руку Божию, и Он в свое время вознесет нас. Только немощь душевная у нас так велика, что одолевает маловерие в Промысл Божий, укрепляется же вера человека через делание заповедей, искушения, сознание своей немощи и бессилия и получение помощи Божией, когда исчезает всякая надежда на помощь человеческую... У меня пока изменений нет. Правда, теперь нет второго служащего, я один, поэтому мне трудно вырваться куда-либо. Будьте здоровы душой, тогда, даст Бог, и телом поправитесь. Господь да благословит Вас. Уважающий Вас Н. 27/III–49 г.

Письмо 132

Многоуважаемая ... ! Вот уже 10 дней, как получил Ваше письмо, а отвечать не собрался. О Ваших переживаниях по поводу Светлой утрени, скажу, что любящему Господа вся поспешествует во благое. Святые Отцы говорят, что царство Божие не приходит с соблюдение м. Когда будем ожидать духовных радостей – тогда как раз можем (чаще всего так и бывает) не получить их. Правильное устроение души: считать себя недостойным никаких духовных утешений. Больше того, преп. Иоанн Лествичник говорит: "Рукою смирения отвергай приходящую радость, как недостойный ее, чтобы не обольстится ею и не принять волка вместо пастыря". Эта мысль в разной форме высказывается всеми Св. Отцами. Все люди "удобо поползновенны" на всякий грех, а особенно на такие, не менее вредные, чем грубые. Усмотреть и побороть все никто не может своей силой, только сознание своей немощи, нищеты, греховности, неоплатной задолженности пред Богом, а отсюда непрестанный плач сердечный (сердце сокрушенно, от которого делается и смиренно), который имели все угодники Божии – вот правильное духовное устроение, ограждающее человека от падений, ведущее к духовным дарованиям и ограждающее эти дарования, если их сподобится он. Подвижник, не имеющий плача сердечного, находится в духовной прелести, т.е. в ложном устроении, и если не исправится, то может впасть и в явную бесовскую прелесть и погибнуть. В наше время все это про исходит в неяркой форме, но происходит, и большая часть подвизающихся временно или постоянно находятся в прелести. Дело это довольно тонкое. Простите, что говорю об этом, может быть, несвоевременно. Мирян это мало касается (хотя отчасти, конечно, касается, но в более простой форме). Вот и Вы преодолели свою скорбь и обиду на начальника, а, может быть, еще сознали, что и правильно были лишены утешения судом Божиим, чтобы глубже всмотреться в себя и смириться. Успех духовной жизни измеряется не духовными утешениями, которые могут быть и от лукавого, а глубиною смирения. Как Ваше здоровье? Простите, если неладно написал, хотя за верность ручаюсь. Не буду больше умножать слов, надеясь лично побеседовать с Вами. С почтением Н. 18/V–49 г.