Нам оставлено покаяние

Доброкачественнейшая ... ! Благодарю Вас, что Вы поклонились от меня Игнатию Брянчанинову. В эти дни мысль моя часто обращалась к Вам, я не мог объяснить этого. Теперь понятно. Думаю, что и Владыка Игнатий помянул Вас и впредь не забудет, чего очень желаю для Вас и себя. Вы говорите, что слушались бы каждого слова о. С., а я Вам говорю, что это Ваша мечта, а не действительность. Человек, который не слушает Бога в заповедях Его (вернее, не может во всем слушаться, пока не смирится) никак не может во всем слушаться и исполнять волю человека. Господь везде. Попробуйте в самом малом слушаться Господа, делать пред лицем Его то, что Вы делаете ежедневно. Попробуйте. Сидите ли, стоите, лежите, смотрите, отвечаете, говорите, относитесь к ближнему, думаете и проч., попробуйте все это делать по заповеди Божией, как бы пред Самим Богом, ибо воистину везде Господь. Им мы живем и движемся, и существуем. Попробуйте так делать хоть в течение одного часа. Если Вы могли бы во всем слушать человека, то почему бы Вам хоть в течение часа ежедневно не слушаться Господа? Не мечтаете ли Вы слишком много и о большом, упуская малое, реальное, доступное Вам? Враг нашего спасения так часто делает: внушает желание большего, чтобы не дать исполнить и малого. Простите учащего и не творящего. Будьте здоровы. Господь да благословит Вас и да научит пути спасения. Одна моя знакомая студентка, очень хорошая по суду человеческому, сошла с ума и находится сейчас в психиатрической больнице, и таких много. Помоги Господи всем! Да хранит Вас Господь и Матерь Божия. Н. Сентябрь 1953 г.

Письмо 158

Смирения желаю Вам и спасения! Получил 6/XI Ваше письмо. Я решительно отказываюсь дать Вам ответ на вопрос о перемене места. Я не знаю Ваших семейных, не знаю, насколько и Вы правы в своих отношениях к ним. Об этом знает хоть что-нибудь Ваш духовник о. С. К нему Вы и должны обращаться за советом. У меня такое чувство, что Вы очень неправы в отношении к своим родным. Нет у Вас мира с ними, потому что нет смирения, которое дает мир со всеми и всех покоряет. Вместо того, чтобы обвинять себя, Вы обвиняете других, когда полны "ветхости". Уединение не полезно Вам. Многие в уединении из плохих людей стали хорошими дьяволами. Да не будет сего с Вами! Вы мечтаете о духовной жизни, а не делаете, когда возникают случаи показать веру от дел, а не одну мечту. Простите, что я осмелился это написать Вам, не зная ничего. От всего сердца желаю Вам найти правый путь и идти по нему. Н. Ноябрь 1958 г.

Письмо 159

... , благодарю Вас за поздравление. Жалея Вас и искренне желая Вам всякого добра и спасения, скажу опять: Никогда не лгите и не лукавьте перед духовниками, перед Богом, и, по возможности, со всеми людьми. Господь ненавидит лукавство (лукавый – это дьявол) и ложь (от дьявола). Ясно, что лукавый, пока он таковой, будет далек от Бога и всего духовного, вернее, он будет противник всего этого. Все подвиги, все доброе должны привести к смирению. И если не приводят, то они чем-либо отравляются. Без смиренного и сокрушенного сердца самые возвышенные и тягчайшие подвиги неугодны Богу. Усвойте это всем сердцем и мыслию, и волей. Не ищите бесед с духовными лицами. Большего, чем здесь сказано, и нужнейшего никто не скажет. Будьте здоровы. Господь да вразумит Вас и да устроит спасение Ваше. Н. 2/XII–58 г.

Письмо 160

... ! "Безумная, бесприютная чайка из дальней страны, где место твоего покоя?" Царствие Божие внутрь вас есть. Внутри, в сердце наша родина, и если не найдем места там, то нигде, ни в каком уголке земли на найдем. Там, куда хотите ехать, покоя не найдете, как и во всяком другом месте. Терпением стяжите души ваши! Случаи к тер пению ради Бога всегда и везде: дома, на службе, в гостях. Мы хотим убежать от послушания Богу, и пойти в послушание к человекам, которых не знаем, а узнавши, будем осуждать и губить себя, и отягощать других. "Своя воля Царя боле". Н. Январь 1959 г.

Письмо 161

Многоуважаемая ... ! Я не знаю, как это вышло, что Вы считаетесь с моим мнением в таком вопросе, как перемена места жительства. Если я высказываю свое мнение, то ведь полная воля Ваша согласиться с ним или нет. Я вовсе не претендую, чтобы Вы исполняли мой совет. По самой сути совет есть совет, а не приказ власть имущего. Попробую разъяснить, почему я считаю полезным для Вас некоторое время оставаться дома. Все усилия желающего жить духовно должны быть направлены к достижению смирения. Без этого качества все подвиги, самые великие, не только бесплодны, но и губительны. Начинающие этого не видят и не могут видеть. Из большого дерева осветится солнцем маленькая веточка, и человек думает, что уже светло, а, между тем, все дерево во власти тьмы и князя тьмы (пример преп. Макария Великого). Условия внешней жизни надо предпочитать те, которые постоянно указывают нашу тьму, нашу полную испорченность, гораздо большую, чем обычно думают не только мирские люди, но и, так называемые, духовные. Надо познать себя до конца. Познать не только испорченность, но и бессилие самому исправить ее. Тогда только человек от всей души прилепится к Спасителю, будет взывать к Нему, как утопающий ап. Петр. Тогда он перестанет осуждать и других людей, а с любовью к ним будет терпеть их недостатки, тогда перестанет роптать, если его обидят, оклевещут, будут распинать, а скажет искренне: достойное по делам моим приемлю. По суду Божию все грешники должны терпеть некоторые страдания, как следствия греха. Если Господь Иисус Христос страдает тяжко за наши грехи, то ужели мы за свои грехи не должны поскорбеть? Если жених страждет, то прилично ли невесте в это время плясать и веселиться? (Опять пример Макария Великого.) Все домашние (и у Вас тоже) мало стесняются в общении друг с другом и всегда укажут недостатки и грехи, и не только укажут, но и поругают и т.п. Если принять в руководств о выше написанное, то нужно чрезвычайно ценить эту школу, благодарить своих бесплатных учителей, не роптать, а познавать себя и через это научаться смирению. Если же Вы будете жить одна в другом месте, то никто Вас не обидит, не укажет Ваших недостатков, не обличит, а чаще будут льстить и хвалить во вред Вам. Иначе сказать, происходит то же, что и в бывших хороших монастырях, где не разрешали уходить в уединение, пока подвижник, живя среди других, не познал свою немощь, пока не смирился и не научился прощать обиды и всегда прибегать к Господу. Затем: нельзя ни в коем случае уходить во вражде или обвиняя сожителей, а надо искренне, со всей сознательностью обвинить себя, как неспособную жить с другими по своей великой гордости, нетерпению, обвинению других, а не себя и пр. А Вы очень далеки от этого. Вы все время обвиняете других, а себя только потом и немного. Мне понравились те места Вашего письма, где Вы говорите о своих недостатках. Так, познавая их в себе, и учитесь смирению. Без этого свойства душевного нигде не найдете ни покоя, ни роста духовного, ни правильной молитвы, т.е. ничего доброго. Недаром же Господь призывает научиться от Него Самого смирению, как самому важному свойству души, самому необходимому. Бог гордым противится, а только смиренным дает благодать, и только "рукою смирения человек может принять дары Божии" (преп. Исаак Сирин) без вреда для себя. Что Вам тяжело, я очень верю и сочувствую Вам, но вышеизложенное должно Вам показать в чем дело. Будьте здоровы. Господь да поможет Вам и да вразумит Вас. Посоветуйтесь с о. С. Он лучше знает Вас, а главное семью Вашу, и сделайте, как он скажет. Очень жалеющий Вас и желающий всякого добра Вам Н. 27/I–59 г.

Письмо 162

Мир душе Вашей мятущейся! Одна особа мне недавно написала: "Если бы Вы могли хоть один день видеть мое поведение, как его видит Бог, то никогда больше не хотели бы слышать обо мне; и я знаю, что это именно так". Это именно не так. Когда человек видит свои добрые дела, как фарисей, то он на ложном пути. Истинный путь – видеть грехи свои бесчисленные, как песок морской (преп. Петр Дамаскин). Это видение есть "признак начинающегося здравия души" (преп. Петр Дамаскин). Поэтому нужно только радоваться, что человек так ясно сознает проказу души своей. Но останавливаться на этом нельзя. Надо еще на своем личном опыте убедиться, что сам человек не имеет силы исцелить свою проказу. Когда в тысячах случаях человек убедится, что он не может подавить ни одного греха, ни одной страсти, то невольно смирится и будет прибегать к Единому Спасителю Иисусу Христу, пришедшему на землю, чтобы взыскать и спасти погибшего, т.е. того, кто осознал себя всего во грехах, всего в проказе душевной, кто познал, что и сам бессилен, и нет никого, кто бы мог погрузить в купель. Кто же считает себя здоровым, к тем не приходит Врач душ и телес. Не здоровые нуждаются во враче. "Сын Человеческий пришел призвать не праведников (мнимых, ибо "несть праведного, несть ни единого"), но грешников к покаянию". Если и Вы сознаете себя во всем больной душевно, то и обращайтесь с молитвой к Врачу, чтобы Он простил сделанный грех (если еще не пришло время уничтожить и самый источник греха). Кайтесь в каждом малейшем грехе. Недолго мысленно обратиться сразу по совершении греха ко Господу и сказать: "Господи, прости, опять я согрешила". А вечером на молитве вспомнить более тяжкие грехи и опять попросить прощения. Если по силе своей будете сопротивляться греху, а согрешив, каяться, умолять Господа о прощении, то постепенно приобретете смирение, а со смирением и силу побеждать грехи. Чем больше будет смирения, тем большее количество и более упорные страсти будете иметь силу побеждать. А без смирения нельзя дать возможность человеку побеждать грехи. Это Вы должны знать. Не буду умножать слов. Обратите все внимание Ваше на сказанное. Сделайте своими высказанные здесь мысли. Если усвоите сказанное, то поймете, что значат слова ап. Павла: Любящему Господа вся поспешествуют во спасение, – поймете также и притчу о плевелах и многое другое. Не забывайте также, что надо время и не малое, чтобы из зерна выросло дерево и дало плоды. Да вразумит Вас Господь! "Льна курящегося не угасит и трости надломленной не переломит" Господь. Малую искру в душе Закхея Господь разжег в великий пламень. Истинно желающий Вам познать Истину и стать свободной от... Н. Март 1959 г.

Письмо 163

... – радоваться! Простите, что задержал извещение о получении от Вас посылки. Спасибо. Удалось ли Вам достать еще какие-либо книги Игнатия Брянчанинова? Без него понимать древних Отцов, а главное, применять их к себе почти невозможно. Это познают все из своего горького опыта, если только будут вообще идти путем истинно христианским, а не мечтательным. Все виды подвижничества должны привести человека к глубокому смирению. Если не приводят – то путь избран неверный. В начале пути человек должен избирать жизнь (если только это зависит от него) среди людей и подвергаться всяким искушениям от них, а через это познать свои немощи и смиряться. Потом (отчасти и вместе с этим) познает человек свои немощи и падение свое и через внимание себе и постоянное понуждение научается действовать, говорить, мыслить, чувствовать по-евангельски. Причем во всех случаях необходимо понуждать себя к постоянной или возможно частой молитве, которою испрашивается и прощение грехов, и помощь в борьбе со грехом, живущим в нас. Уединение усыпляет страсти и грехи, обманывает человека, диавол отступает от такого, дает ему мысль, что он победил в себе почти все страсти, а затем, в удобный момент, им же подстроенный, ввергает в пучину падений, из которых многие не в состоянии выбраться. Как Вы живете? Я не прочь был бы повидаться с Вами, но пока надо воздержаться. Есть на это причины. Не теряйте случая, когда можно приобрести хорошие книги. Помните, что, во всех обстоятельствах, при любых внешних и внутренних условиях, цель достигается многими скорбями, терпением, усилием ("нудится"), протискиванием через узкие врата, по тесному пути. Нет легкого пути! Мысль, что при других обстоятельствах внешних будет легко – ложная мысль, от лукавого. Терпением Вашим стяжите... и проч. Н. 25/V–59 г.

Письмо 164