On the eve of confession

Ангел отвечал мне: "Крещение не называется покаянием. Покаяние Бог установил для тех, которые, будучи через Крещение призваны в число верующих, падают потом в грехи по козням диавола. Бог Милостивый принимает покаяние таковых; но надо знать, что частое впадение в грех, исправляемое даже частым покаянием, делает подозрительным само покаяние. И можно, наконец, упасть так, что после того падения не будет возможности встать снова и начать жить для Бога. Этого пусть страшится каждый, легкомысленно смотрящий на грехи". Сказав это, пастырь продолжал называть спасительные для нас заповеди Божии.

5. Идя путем заповедей, не можешь миновать препятствий и трудов. Мужайся и да крепится сердце твое: терпи в делании добрых дел и перенесении всех неприятностей на этом пути.

6. Помни, что при каждом человеке есть два Ангела: добрый и злой. Один влечет его к делам добрым, а другой - к грехам и порокам. Внимай же себе и к первому склоняйся, а второго отвергай, догадываясь по внутренним помыслам сердца, какой из них дает тебе уроки в тот момент и хочет властвовать над тобой.

7. Единого Бога - Творца и Промыслителя, и Спасителя твоего бойся и пустой страшливостью перед темными силами не унижай своей детской преданности Ему и своего крепкого на Него упования.

8. Попекись о том, чтобы явить себя ревностным и тщательным исполнителем всех без исключения заповедей Божиих и всех дел, которые Ангел внушит сердцу твоему или укажет стечением обстоятельств жизни твоей, - и будешь сын в дому Божием, а не раб.

9. Молись, утруждай себя в молитве, непрестанно молись, чтобы всякий раз, когда нужно, свыше сходила на тебя сила, чтобы творить добро, и помощь, чтобы уклоняться от зла. Молитва делает земнородного небожителем и одевает его небесной чистотой и святостью.

10. Бегай ложных пророков - гадателей и волхвов, спиритов (т.е. вызывателей духов, которые были тогда в большом количестве; из числа их был и Симон-волхв со своими учениками). Через них враг губил рабов Божиих. Слабые в вере обращаются к этим обманщикам, а они, отвечая им по желанию сердца их, наполняют головы их мечтательными надеждами. К капле истины примешивая море лжи, они обольщают их и снова увлекают к язычеству. Кто искренне верует и предал

себя Богу, тот не пойдет к ним. Таковые неба ищут, а гадают обычно об одном земном.

11. Учительницей, единственной учительницей пусть будет тебе Церковь Бога Живого - столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). В ней - свет неизменно-истинного знания. Вне ее - мрак и тьма, где князь мира поставил свою учительскую кафедру и ослепляет умы внимающих ему и не хотящих слушать голоса Церкви, по причине пристастия к светской жизни. Вот тебе критерий: что не согласуется с учением Церкви, то - голос отца лжи! Внимай и блюди себя чистым от такого падения. Вот и еще признак: слово истины водворяет глубокий мир, покой и сладость в верующем сердце; слово же лживое вздымает мечты и сомнения, и, как соленая вода, разжигает жажду знания, запирая ум, как пленника, в неопределенной мрачной пустыне.

12. Без ближайших руководителей нельзя прожить свято на земле. Ты найдешь их в Церкви, где Дух Святой наставляет их пасти стадо Христово. Умоли Господа даровать тебе того, который тебе необходим. В нужный час и без вопроса твоего, он изречет тебе утешительное слово. Дух Божий научит его, что следует сказать тебе, и ты услышишь от него, что хочет от тебя Бог. Но берегись и здесь духов льстивых. Смирение и кротость украшают истинного руководителя. Где же помпа, т.е. внешний блеск в слове и в жизни, там ложь. Внимай этому и спасешься.

Вот все двенадцать заповедей, которые дал мне Ангел-пастырь, - заключает Ерм. - Выслушав их, я сказал ему: "Прекрасные правила, но есть ли человек, который мог бы исполнить их, как следует?" На это Ангел отвечал мне: "Прими их сердцем в простоте, без размышления, - и не встретишь в исполнении их никакого затруднения. Но если станешь раскладывать в уме своем: можно ли и как выполнить то или другое, и нельзя ли как-нибудь освободиться из-под этого ига, - подкрадется враг, вложит расслабление в сердце твое и сделает тебя неспособным ни к какому добру. Но что много говорить! Знай, что если не исполнишь сего, - нет тебе спасения; нет спасения ни тебе, ни детям твоим, ни семейству твоему".

Сказав это, Ангел изменился в лице своем и сделался таким страшным, что я не знаю, был бы кто-нибудь в состоянии вынести взор его в эту минуту. Я испугался. Ангел, видя мое смущение, начал говорить со мной кротко, а лицо стало таким, что могло влить отраду в мое сердце: "Как это думаешь и говоришь ты? Разве ты забыл всемогущество Божие! Возможно ли, чтобы Тот, Кто все покорил под ноги твои, не дал тебе сил исполнять заповеди Его? Знай же, что кто имеет всегда Бога в сердце своем, тот легко исполнит заповеди эти. Кто же имеет Его только на конце языка своего, тот падет под тяжестью их, считая их невыполнимыми".

Я заметил на это: "Кто не просит у Бога сил, чтобы исполнять святые заповеди Его? Но враг силен: он искушает рабов Божиих и держит их в своей власти". "Нет, - отвечал мне на это Ангел, - враг не имеет никакой власти над рабами Божиими. Тех, кто верует в Бога от всего сердца своего, он может искушать, но не властвовать над ними. Встань против него с мужеством, и он убежит от тебя"". На этом кончились наставления Ангела, изложенные во второй книге св. Ерма.

"Со своей стороны не осмеливаемся прибавить что-либо ко всему этому!" - говорит ученик апостолов, муж апостольский. И в самом деле, к чему тут вялое слово наше? Одно только скажем: как утешительно знать, что и в наше время говорят то же, что говорили при апостолах и непосредственно после апостолов, и что, следовательно, в продолжение стольких веков в Церкви Божией слышалось неизменно одно и то же слово истины.