On the eve of confession

себя Богу, тот не пойдет к ним. Таковые неба ищут, а гадают обычно об одном земном.

11. Учительницей, единственной учительницей пусть будет тебе Церковь Бога Живого - столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). В ней - свет неизменно-истинного знания. Вне ее - мрак и тьма, где князь мира поставил свою учительскую кафедру и ослепляет умы внимающих ему и не хотящих слушать голоса Церкви, по причине пристастия к светской жизни. Вот тебе критерий: что не согласуется с учением Церкви, то - голос отца лжи! Внимай и блюди себя чистым от такого падения. Вот и еще признак: слово истины водворяет глубокий мир, покой и сладость в верующем сердце; слово же лживое вздымает мечты и сомнения, и, как соленая вода, разжигает жажду знания, запирая ум, как пленника, в неопределенной мрачной пустыне.

12. Без ближайших руководителей нельзя прожить свято на земле. Ты найдешь их в Церкви, где Дух Святой наставляет их пасти стадо Христово. Умоли Господа даровать тебе того, который тебе необходим. В нужный час и без вопроса твоего, он изречет тебе утешительное слово. Дух Божий научит его, что следует сказать тебе, и ты услышишь от него, что хочет от тебя Бог. Но берегись и здесь духов льстивых. Смирение и кротость украшают истинного руководителя. Где же помпа, т.е. внешний блеск в слове и в жизни, там ложь. Внимай этому и спасешься.

Вот все двенадцать заповедей, которые дал мне Ангел-пастырь, - заключает Ерм. - Выслушав их, я сказал ему: "Прекрасные правила, но есть ли человек, который мог бы исполнить их, как следует?" На это Ангел отвечал мне: "Прими их сердцем в простоте, без размышления, - и не встретишь в исполнении их никакого затруднения. Но если станешь раскладывать в уме своем: можно ли и как выполнить то или другое, и нельзя ли как-нибудь освободиться из-под этого ига, - подкрадется враг, вложит расслабление в сердце твое и сделает тебя неспособным ни к какому добру. Но что много говорить! Знай, что если не исполнишь сего, - нет тебе спасения; нет спасения ни тебе, ни детям твоим, ни семейству твоему".

Сказав это, Ангел изменился в лице своем и сделался таким страшным, что я не знаю, был бы кто-нибудь в состоянии вынести взор его в эту минуту. Я испугался. Ангел, видя мое смущение, начал говорить со мной кротко, а лицо стало таким, что могло влить отраду в мое сердце: "Как это думаешь и говоришь ты? Разве ты забыл всемогущество Божие! Возможно ли, чтобы Тот, Кто все покорил под ноги твои, не дал тебе сил исполнять заповеди Его? Знай же, что кто имеет всегда Бога в сердце своем, тот легко исполнит заповеди эти. Кто же имеет Его только на конце языка своего, тот падет под тяжестью их, считая их невыполнимыми".

Я заметил на это: "Кто не просит у Бога сил, чтобы исполнять святые заповеди Его? Но враг силен: он искушает рабов Божиих и держит их в своей власти". "Нет, - отвечал мне на это Ангел, - враг не имеет никакой власти над рабами Божиими. Тех, кто верует в Бога от всего сердца своего, он может искушать, но не властвовать над ними. Встань против него с мужеством, и он убежит от тебя"". На этом кончились наставления Ангела, изложенные во второй книге св. Ерма.

"Со своей стороны не осмеливаемся прибавить что-либо ко всему этому!" - говорит ученик апостолов, муж апостольский. И в самом деле, к чему тут вялое слово наше? Одно только скажем: как утешительно знать, что и в наше время говорят то же, что говорили при апостолах и непосредственно после апостолов, и что, следовательно, в продолжение стольких веков в Церкви Божией слышалось неизменно одно и то же слово истины.

Если теперь при двух и трех свидетелях стоит всякое слово, то как крепко должно стоять слово истины, проповедуемое в Церкви Божией, когда за него стоит такой необъятный сонм свидетелей? Братья! Будем молить Господа, да дарует Он благодатную помощь, чтобы мы могли выполнить эти спасительные наставления, преподанные через святого мужа апостольского. Аминь.

66. По "Словам к Тамбовской пастве" свт. Феофана Затворника. См. кн. священника Григория Дьяченко "Духовные посевы". Изд. 2. 1897.

Часть II. Вопросы на исповеди

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемые вопросы на исповеди должны послужить пособием для пастырей Церкви при совершении ими Таинства покаяния и для говеющих мирян, которые готовятся к этому великому и спасительному Таинству.

Велики и ответственны обязанности духовника, облеченного от Верховного Пастыре начальника великой властью вязать и разрешать грехи совести, преподавать от имени Церкви кающимся духовные наставления и врачевать больные грехом души. Возможно, совершенное исполнение этих обязанностей является заветным желанием каждого истинного пастыря.

Пастырь Церкви должен не только предложить кающемуся надлежащие вопросы относительно нарушения тех или других требований нравственного закона (что является почти необхо-димым, вследствие сильно развившейся привычки со стороны пасомых не говорить своих грехов или исповедовать их общим и неопределенным выражением: "Грешен во всем" или: "Что ни ступил, то согрешил"), но и преподать духовно-врачебные советы, дать надлежащее наставление не только общее, в конце исповеди, но и частное, после отдельных исповеданных грехов.