On the eve of confession

Если теперь при двух и трех свидетелях стоит всякое слово, то как крепко должно стоять слово истины, проповедуемое в Церкви Божией, когда за него стоит такой необъятный сонм свидетелей? Братья! Будем молить Господа, да дарует Он благодатную помощь, чтобы мы могли выполнить эти спасительные наставления, преподанные через святого мужа апостольского. Аминь.

66. По "Словам к Тамбовской пастве" свт. Феофана Затворника. См. кн. священника Григория Дьяченко "Духовные посевы". Изд. 2. 1897.

Часть II. Вопросы на исповеди

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемые вопросы на исповеди должны послужить пособием для пастырей Церкви при совершении ими Таинства покаяния и для говеющих мирян, которые готовятся к этому великому и спасительному Таинству.

Велики и ответственны обязанности духовника, облеченного от Верховного Пастыре начальника великой властью вязать и разрешать грехи совести, преподавать от имени Церкви кающимся духовные наставления и врачевать больные грехом души. Возможно, совершенное исполнение этих обязанностей является заветным желанием каждого истинного пастыря.

Пастырь Церкви должен не только предложить кающемуся надлежащие вопросы относительно нарушения тех или других требований нравственного закона (что является почти необхо-димым, вследствие сильно развившейся привычки со стороны пасомых не говорить своих грехов или исповедовать их общим и неопределенным выражением: "Грешен во всем" или: "Что ни ступил, то согрешил"), но и преподать духовно-врачебные советы, дать надлежащее наставление не только общее, в конце исповеди, но и частное, после отдельных исповеданных грехов.

Многие грехи бывают настолько тяжкими - хотя, при "дремлющей совести", их вовсе не осознают таковыми, - что оставлять исповедующегося христианина без предостережения, без назидания и увещания не позволяет долг священника, который обязан дать отчет Верховному Судии за каждую погибшую душу. Да и чувство христианской любви не позволяет оставаться равнодушным при виде гибели, и притом вечной, ближнего, стоящего на краю бездны и не замечающего этой опасности.

1. Вопросы духовника не должны быть случайными, беспорядочными, не должны касаться только некоторых заповедей, но должны быть строго обдуманы и предложены в определенной системе, чтобы они затрагивали все стороны нрав-ственной жизни христианина и пробуждали совесть грешника во всех ее отношениях к тому, чтобы жить в соответствии с нравственным законом и материнским руководством Св. Церкви.

Рассматривая вопросы на исповеди, которые были изданы прежде, мы пришли к выводу, что почти все они страдают крайней неполнотой и односторонностью. Чтобы не быть голословным, укажем на то, что все они - за малым исключением - составлены только на основе десяти заповедей Закона Божия. Между тем христианин должен руководствоваться не только ими, но и девятью евангельскими заповедями о блаженствах, где нравственный закон, данный через Моисея, возвышен, дополнен и одухотворен. Если он не плачет о грехах, если он не кроток, если он не алчет и не жаждет правды Божией, если он не стремится к умиротворению ближних, если он не чист сердцем, если не милосерд, он не войдет в царство Божие. Вопросы на исповеди, составленные только по десяти заповедям, строго говоря, не позволяют спросить об этом кающегося.

Но и этого мало. Есть еще заповеди, которыми должен руководствоваться христианин. Мы говорим о девяти церковных заповедях, на которые многие почему-то совсем не обращают внимания. В них воплощен мудрый и любвеобильный дух Св. Матери Церкви, воспитательницы христиан, этих странников и пришельцев на земле, направляющей их к вечной жизни. Самые мудрые правила человеческой дисциплины никогда не могут сравняться с несравненной по силе божественной мудрости дисциплиной Церкви.

Молитва, пост, удаление от соблазнительных зрелищ, необходимость частой исповеди и Причащения, удаление от еретических собраний, уклонение от чтения еретических сочинений и другие церковные заповеди так важны и спасительны, что их неисполнение приводит религиозно-нравственную жизнь к крайне опасному состоянию. Вот почему мы решились составить вопросы не только по руководству десяти заповедей Моисеева закона и девяти евангельских, но и девяти церковных заповедей.

Пастырь Церкви, опытный в совершении исповеди, может испытывать совесть кающихся по какому-либо одному перечню вопросов: по десяти заповедям закона Божия, девяти евангельским заповедям или девяти церковным заповедям, при необходимости дополняя их. Этим замечанием мы устраняем возражение тех, которые найдут у нас некоторые повторения.

Само собой разумеется, что не нужно, да и невозможно предлагать каждому исповеднику все вопросы. Например, из двадцати вопросов и наставлений достаточно взять всего три-четыре, соответствующих данному лицу, его возрасту, полу, состоянию, званию, нравственно-религиозному настроению и обстоятельствам, в которых он находится. Этим мы устраняем и то возражение, что в краткой исповеди, при массе исповедующихся, нет возможности воспользоваться всем тем, что здесь предложено. Этого и не нужно, но можно и должно из многого избрать немногое. Кроме того, в конце мы сделали приложение, в котором поместили несколько программ кратких вопросов на исповеди в многолюдных приходах. По любой из них можно исповедовать, привлекая необходимые дополнения из основной части вопросов.