On the eve of confession

Многие грехи бывают настолько тяжкими - хотя, при "дремлющей совести", их вовсе не осознают таковыми, - что оставлять исповедующегося христианина без предостережения, без назидания и увещания не позволяет долг священника, который обязан дать отчет Верховному Судии за каждую погибшую душу. Да и чувство христианской любви не позволяет оставаться равнодушным при виде гибели, и притом вечной, ближнего, стоящего на краю бездны и не замечающего этой опасности.

1. Вопросы духовника не должны быть случайными, беспорядочными, не должны касаться только некоторых заповедей, но должны быть строго обдуманы и предложены в определенной системе, чтобы они затрагивали все стороны нрав-ственной жизни христианина и пробуждали совесть грешника во всех ее отношениях к тому, чтобы жить в соответствии с нравственным законом и материнским руководством Св. Церкви.

Рассматривая вопросы на исповеди, которые были изданы прежде, мы пришли к выводу, что почти все они страдают крайней неполнотой и односторонностью. Чтобы не быть голословным, укажем на то, что все они - за малым исключением - составлены только на основе десяти заповедей Закона Божия. Между тем христианин должен руководствоваться не только ими, но и девятью евангельскими заповедями о блаженствах, где нравственный закон, данный через Моисея, возвышен, дополнен и одухотворен. Если он не плачет о грехах, если он не кроток, если он не алчет и не жаждет правды Божией, если он не стремится к умиротворению ближних, если он не чист сердцем, если не милосерд, он не войдет в царство Божие. Вопросы на исповеди, составленные только по десяти заповедям, строго говоря, не позволяют спросить об этом кающегося.

Но и этого мало. Есть еще заповеди, которыми должен руководствоваться христианин. Мы говорим о девяти церковных заповедях, на которые многие почему-то совсем не обращают внимания. В них воплощен мудрый и любвеобильный дух Св. Матери Церкви, воспитательницы христиан, этих странников и пришельцев на земле, направляющей их к вечной жизни. Самые мудрые правила человеческой дисциплины никогда не могут сравняться с несравненной по силе божественной мудрости дисциплиной Церкви.

Молитва, пост, удаление от соблазнительных зрелищ, необходимость частой исповеди и Причащения, удаление от еретических собраний, уклонение от чтения еретических сочинений и другие церковные заповеди так важны и спасительны, что их неисполнение приводит религиозно-нравственную жизнь к крайне опасному состоянию. Вот почему мы решились составить вопросы не только по руководству десяти заповедей Моисеева закона и девяти евангельских, но и девяти церковных заповедей.

Пастырь Церкви, опытный в совершении исповеди, может испытывать совесть кающихся по какому-либо одному перечню вопросов: по десяти заповедям закона Божия, девяти евангельским заповедям или девяти церковным заповедям, при необходимости дополняя их. Этим замечанием мы устраняем возражение тех, которые найдут у нас некоторые повторения.

Само собой разумеется, что не нужно, да и невозможно предлагать каждому исповеднику все вопросы. Например, из двадцати вопросов и наставлений достаточно взять всего три-четыре, соответствующих данному лицу, его возрасту, полу, состоянию, званию, нравственно-религиозному настроению и обстоятельствам, в которых он находится. Этим мы устраняем и то возражение, что в краткой исповеди, при массе исповедующихся, нет возможности воспользоваться всем тем, что здесь предложено. Этого и не нужно, но можно и должно из многого избрать немногое. Кроме того, в конце мы сделали приложение, в котором поместили несколько программ кратких вопросов на исповеди в многолюдных приходах. По любой из них можно исповедовать, привлекая необходимые дополнения из основной части вопросов.

2. Предложение кающемуся вопросов, если он не имеет навыка самостоятельно исповедовать свои грехи (к этому пастырь постепенно должен приучать его), - это только одна сторона дела. Другая, гораздо более важная, - это пастырское назидание, или увещание кающегося в соответствии с его нравственным состоянием.

Священнику, усталому, измученному продолжительной исповедью, стоящему на ногах иногда по пятнадцать, даже по двадцать часов подряд, особенно в многолюдных приходах, нет возможности давать подробные наставления кающемуся. Здесь уместны только краткие, сильные и меткие, непременно согретые огнем христианской любви и проникнутые авторитетным библейским и святоотеческим духом наставления и увещания. Предлагаемые здесь назидания будут в известной степени полезны как молодым, так и немолодым па-стырям, предоставляя готовый материал, из которого легко можно выбрать необходимое.

3. Но есть еще третья, и самая трудная, задача духовника: она состоит в том, чтобы преподать кающемуся духовно-врачебные советы, облегчить ему возможность преодоления разного рода страстей: пьянства, раздражительности, гнева, гордости, сквернословия, блуда, уныния, отчаяния и т. п., - и вместе с тем указать средства для приобретения спасительных христианских добродетелей.

"Наука наук, - говорил великий молитвенник, святой праведный Иоанн Кронштадтский, опытный учитель в духовной жизни, - побеждать грех, в нас живущий, или действующие в нас страсти. Например, великая мудрость - ни на кого и ни за что не сердиться, ни о ком не мыслить зла, хотя бы кто и причинял нам зло, а всеми мерами извинять его; мудрость - презирать корысть, сласти, а любить нестяжание и простоту в пище и питье с всегдашней умеренностью; мудрость - никому не льстить, но всякому говорить правду безбоязненно; мудрость - не прельщаться красотой лица, но уважать во всяком красивом и некрасивом человеке красоту образа Божия, одинакового у всех; мудрость - любить врагов и не мстить им ни словом, ни мыслью, ни делом; мудрость - не собирать себе богатства, но подавать милостыню бедным - да стяжаем себе сокровище неоскудеваемое на небесах.

Увы! Мы едва не всякую науку изучили, а науки удаляться от греха вовсе не учили и оказываемся часто совершенными невеждами в этой нрав-ственной науке. И выходит, что истинно мудрые, истинно ученые были святые, истинные ученики Истинного Учителя - Христа, а мы все, так называемые ученые, - невежды, и чем более ученые, тем горше невежды, потому что не знаем и не делаем единого на потребу, а служим самолюбию, славолюбию, сластолюбию и корысти".67

Где заимствовать советы о том, как бороться с грехом? Едва ли здесь достаточным будет личный опыт духовника. Слово Божие, творения Св. Отцов и учителей Церкви и высоких подвижников веры и благочестия, а также поучения людей благочестивых и мудрых, проверенные и оправданные опытом - вот где можно найти богатый источник мудрых советов относительно духовной жизни.

И мы с помощью Божией изучили значительное число этих сочинений и, как нам кажется, нашли много драгоценных указаний относительно борьбы с грехом и возрастания в добродетельной жизни. "Добротолюбие", творения святителя Василия Великого, преподобных Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Нила Синайского, аввы Дорофея, святителя Димитрия Ростовского, святителя Тихона Задонского и многие другие труды, сочинения и письма о духовной жизни новейших подвижников благочестия - преподобного Серафима Саровского, оптинских старцев Макария и его ученика Амвросия, святителя Феофана Затворника, задонского затворника Георгия, старца Назария, игумена Валаамского монастыря, святого праведного Иоанна Кронштадского и много других книг о духовной жизни нами просмотрено, и то, что мы нашли применимым к жизни мирян, извлечено и внесено в предлагаемые вопросы на исповеди.