On the eve of confession

Сочувствуя ее печали, разделяя спасительный плач ее, великий проповедник покаянного сокрушения св. Ефрем Сирин вкладывает в уста ее следующие умилительные слова: "Господи! Неправда и лукавство сокрушили меня. Гнойный струп неправд раскрылся у меня, и множество всяких нечистот покрыло меня. Исцели меня, Величайший из врачей, умоляю Тебя. Войдя в бедную, болящую душу мою, смятенную лютыми страстями, и изгнав их, освободи меня. Мир, это море, унес меня на волнах своих. Ты, Господи - пристань жизни, спаси меня от потопления" 26. О если бы Господь каждому из нас дал плакать о грехах своих слезами покаявшейся грешницы!

Далее: между тем как Симон и другие фарисеи, бывшие у него в это время, колебались в своих мнениях о достоинстве Иисуса Христа и лучшие из них соглашались признать Его не более, чем пророком, в душе женщины-блудницы не было никаких сомнений в Его Божественном величии. В доме Симона она не рассуждает, не справляется о мнении почетных гостей, учителей народа, сидевших вокруг Иисуса Христа: точно ли Он - Господь и Спаситель. Сильно и твердо идет она наперекор наиболее известному их мнению о Нем и, не колеблясь ни минуты, повергается к ногам Его. Сын Божий, пришедший спасти людей, - один имеющий власть отпускать грехи; и потому она прибегла к Нему с мольбой об оставлении ее грехов.

Глубоко сознавая всю гнусность своих прегрешений, она, подкрепляемая верой в неизреченное милосердие Господа Иисуса, не приходит в отчаяние, не теряет отрадной надежды на то, что Он может исцелить ее и возвратить ей утраченную душевную красоту. Кающаяся не смущается тем, что Господь не вдруг обратил к ней Свой милостивый взор, не тотчас сказал ей кроткое и ободрительное слово. Она ждала довольно долго Его сладчайшего гласа и не усомнилась, не предалась унынию и нетерпению, но, с дерзновением держась за ноги Спасителя, не переставала целовать их и омывать слезами.

Святой Ефрем изумляется этому дерзновению кающейся блудницы и великому милосердию к ней Владыки. "Что хотела, то и делала она. Омывала слезами ноги Его, и Он не возгнушался бедной. В горьком сокрушении, со слезами целовала она Его, и не отогнал Он от Себя блудницу. Едва приблизилась к Нему, дерзновенно стала прикасаться к членам Его". 27

Горячая и совершенная любовь к Господу, Врачу и Спасителю, венчала покаяние грешницы и руководила ее действиями. Что могла сделать для Господа женщина, отверженная всеми и смущенная грехами своими? Но любовь изобретательна. У иудеев был обычай омывать водой ноги наиболее уважаемым гостям (см. Быт. 18, 4), отирать их полотенцем (см. Ин. 13, 4) и в знак радости умащать голову елеем (см. Мф. 6, 17). Симон, по причине недостатка любви и уважения к Иисусу Христу, не оказал Ему этой преимущественной чести перед другими гостями. Сердце женщины как будто чувствовало это, и она спешила с избытком восполнить этот недостаток любви и почтения.

По дороге в дом Симона она купила дорогое миро, может быть, на последние свои деньги, для того, чтобы помазать не голову, а ноги Спасителя. Придя в дом, она омыла их не водой, а слезами; вместо полотенца отерла их своими волосами; с любовью непрестанно лобызала их и мазала драгоценным и благовонным миром.

Но, кроме желания почтить перед всеми возлюбленного Господа, в этих действиях кающейся выразилась еще другая мысль: до сих пор глаза, волосы, благовония служили ей поводом и орудием к соблазну, теперь же она свидетельствовала, что отныне всю себя: и душу, и тело свое - она посвящает на служение одному Господу.

По мере того, как в действиях глубокого сокрушения, твердой, живой и дерзновенной веры и горячей, полной самоотвержения любви видимо совершалось покаяние жены, невидимо совершалось примирение ее с Господом и внутреннее об-новление. Господь вначале ничего не говорил ей, но возлежащим на вечере не трудно было заметить, что Он милостиво внимал ее скорбным воздыханиям и утешался покаянием ее несравненно более, чем вечерей Симона. "Вздохи, которые Он услышал в доме Симона, и слезы, истекшие из очей блудницы, стали желаннее приготовленного Ему пиршества". 28

Ни одна слеза жены-блудницы не оставлена Господом без внимания, ни один вздох ее сокрушенного сердца не утаился от всевидящих очей любви Его - все заметил, сделал явным, оправдал и прославил Милосердный! С каким утешением, с какою радостью грешница должна была внимать сладчайшему голосу Спасителя, Который сказал Симону: Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много (Лк. 7, 47). Господь так милостиво принял и так высоко оценил знаки ее раскаяния и любви к Нему, между тем как люди презирали и отталкивали ее от себя! Но к еще большей ее радости этот голос небесной любви обращается к ней самой и возвещает ей полное прощение грехов и блаженное примирение с Богом: Прощаются тебе грехи; вера твоя спасла тебя, иди с миром (Лк. 7, 48, 50). 29

Таково, братья, утешительное и величественное повествование о жене, покаявшейся и помилованной Господом! Да будут благословенны милосердие и любовь Господа, потому что благодеяния Его бесконечны. Не иссякает никогда море щедрот Его, богато и преизобильно сокровище Его.

Итак, приступите, кающиеся, и примите оставление грехов своих. Дверь открыта умоляющим; Иисус никому не отказывает в исполнении прошения. Стучите в дверь Милосердного, не отходите от порога Его, приближайтесь к Нему с упованием, - и даст вам оставление грехов.

25. Из книги свящ. Григория Дьяченко "Ежедневные поучения". Т. III.

26. Преподобный Ефрем Сирин. С. 215 - 216.

27. Преподобный Ефрем Сирин. С. 220