On the eve of confession
По прошествии седьмого дня пастырь призывает его и спрашивает наедине, желает ли он остаться с ними жить? И, увидев, что он со всей искренностью согласился, опять спрашивает его, что он сделал худого, живя в мире. Разбойник немедленно и со всем усердием исповедал ему все грехи свои; тогда пастырь, искушая его, сказал: "Хочу, чтобы ты объявил это перед всем братством". Он же, истинно возненавидев свои грехи и презрев всякий стыд, без колебаний, обещал исполнить это: "Если хочешь, то сделаю это даже посреди Александрии".
Тогда пастырь собрал в церковь всех овец своих, которых было триста тридцать, и во время совершения Божественной Литургии, ибо день был воскресный, после прочтения Евангелия, повелел ввести этого, уже непорочного, осужденного. Некоторые из братьев волокли его и слегка ударяли; руки у него были связаны назад, одет он был в волосяное рубище, и голова его была посыпана пеплом. От одного этого зрелища все ужаснулись и воскликнули с плачем, ибо никто не знал, что все это значит.
Потом, когда он был возле святых дверей, священный и человеколюбивый судья воззвал к нему громким голосом: "Остановись, ибо ты недостоин войти сюда!" Пораженный исшедшим к нему из алтаря голосом пастыря, - как он потом с клятвой уверял нас, ему показалось, что он слышит гром, а не голос человеческий, - разбойник пал на землю, трепеща от страха. Когда он, таким образом повергшись на землю, омочил помост слезами, тогда этот чудный врач, который всеми мерами устраивал его спасение и всем подавал пример настоящего спасительного смирения, повелел ему объявить перед всеми подробно все совершенные им беззакония.
Это он и исполнил: с трепетом исповедал один за другим все свои грехи, которые могли привести в ужас всякого слышавшего. Это были не только плотские грехи, но и отравления, и убийства, и другие злодеяния, которых не следует ни слышать, ни предавать писанию. Тотчас после этой исповеди пастырь повелел его постричь и причислить к братии.
Удивляясь премудрости этого преподобного, я спросил его наедине, для чего он употребил такой странный образ покаяния? "По двум причинам, - отвечал сей истинный врач, - во-первых, для того, чтобы исповедавшегося нынешним посрамлением избавить от будущего; во-вторых, так как в числе моих братьев есть и такие, которые имеют согрешения, не обличенные исповеданием, то я хотел этим примером побудить их к исповеданию, без которого никто не может получить прощения"".33
5. В начале II века в Финикии Ливанской, соседней с Иудейской страной, в городе Илиополе, жила самарянка Евдокия, которая была известна не только в своем городе, но и в дальних окрестностях как своей красотой, так и своим беспутством. Она собрала большие сокровища своим распутством и жила в полном довольстве, прибавляя ежедневно грехи ко грехам. Очевидно, ни к чему доброму не могла привести такая жизнь; великая грешница погибала.
Но вот однажды, почивая в своей горнице, Евдокия в ночной тиши вдруг услышала за тонкой стеной своей опочивальни чей-то голос. Прислушалась: кто-то молится, а затем начинает читать. Вслушивается в читаемое, - и ей слышатся какие-то слова о грешниках и о праведниках, о суде Божием над теми и другими и проч. А это в соседней комнате молился и читал некий инок Герман, случайно зашедший к своему знакомому на ночлег, по пути в свою обитель.
Подкрепив себя немного ночным сном, Герман, по своему обычному правилу, встал рано утром на молитву и после молитвы читал какую-то священную книгу, в которой между прочим говорилось и о Суде Божием над людьми - грешными и праведными. Эти-то слова инока Германа и слышала Евдокия. Они глубоко запали в ее душу, пробудили в ней совесть и вызвали душевное беспокойство.
Не могла больше заснуть Евдокия и с нетерпением ожидала утра, чтобы порасспросить обстоятельно: кто и что читал в соседней комнате.
Настало утро, Евдокия позвала к себе незнакомого ей странника, расспросила, кто он и что читал в соседней комнате, выслушала от Германа евангельский рассказ о том, как Господь будет судить во время Своего Второго пришествия всех людей, и праведников, и грешников, и какая участь ожидает тех и других.
Описание Суда Божия сильно поразило душу грешницы-язычницы. Она начинает размышлять, вздыхать и плакать. Раскрыв свою душу перед смиренным иноком, она, наконец, просит у него наставления о том, что ей делать. После продолжительной беседы с ним, она затем привела к себе пресвитера, с которым также вела беседу о вере Христовой и спасении. По их совету, она провела семь дней в уединенном размышлении о своих грехах, в посте и молитве и затем приняла Крещение.
Узнав из беседы с иноком Германом о высоте иноческой пустынной жизни, она раздала все свои сокровища нищим и убогим и ушла в пустыню, в одну из иноческих обителей, где постепенно достигла равноангельского совершенства и сподоби-лась дара чудотворения. Через 56 лет после своего Крещения она удостоилась мученического венца. Так чудно, так неожиданно призвана была к спасению великая грешница-язычница Евдокия; так чудно она начала и совершила святую и подвижническую жизнь свою.34
6. Кто не знает дивной жизни прп. Марии Египетской? Кто не знает, в какую глубину зол она ниспала, на какую высоту добродетелей потом взошла и как совершился этот поразительный переход? Не станем же рассказывать то, что известно, вероятно, всем, а изложим только относящиеся к подвигу покаяния главные истины, о которых напоминает нам эта поучительная жизнь.
Первая истина состоит в том, что покаяние для нас всегда возможно. Как бы велики и многочисленны ни были наши пороки, как бы долго ни служили мы беззаконию, как бы ни укоренились и ни застарели во зле, - мы всегда можем прийти в чувство и обратиться к Богу с молитвой о помиловании. Семнадцать самых цветущих лет своей жизни Мария нераскаянно предавалась грехам. И каким грехам!