On the eve of confession

Казалось, она потеряла всякий стыд. Казалось, она совершенно изгнала из сердца своего страх Божий, совершенно заглушила в себе голос совести. Имя Марии было покрыто всеобщим позором. Однако же и эта, казалось бы, погибшая душа смогла покаяться.

Отчего же не покаяться и нам? Может быть, наши грехи меньше грехов прп. Марии; тем легче для нас покаяние. А если не меньше, но даже больше? Преподобная Мария пришла в себя и начала каяться, когда устремилась в храм, чтобы поклониться Животворящему древу Креста Господня. Святой Крест, этот якорь спасения для грешных, всегда с нами; Кровь Иисуса Христа, распятого на Кресте, может очистить нас от всякого греха (1 Ин. 1, 7). Только воззовем к Нему, подобно прп. Марии, с живой верой в Его крестные заслуги и надеждой на Его милосердие.

Вторая истина, которой научает нас жизнь преподобной Марии Египетской, состоит в том, что недостаточно только осознать свои грехи и сокрушаться о них; недостаточно просить помилования у Бога и дать обет изменить жизнь к лучшему, но надо на самом деле исполнить этот обет, решительно вступить в борьбу со всеми страстями и пороками, в которых мы раскаялись, и победить их. Надо стараться загладить прежнюю свою вину и благоугождать Богу противоположными доб-родетелями, терпением скорбей и лишений.

Решившись исправиться, прп. Мария немедленно удалилась в пустыню и там еще семнадцать лет неусыпно боролась со своими греховными вожделениями и помыслами, которые влекли ее на прежний путь, боролась, как с лютыми зверями, по ее собственному выражению, пока не одержала над ними полной победы. Затем еще тридцать лет она провела в пустыне среди различных лишений и трудов, оплакивая свои прежние постыдные дела, измождая свою плоть воздержанием и постом, пребывая в подвиге непрестанного богомыслия и молитвы. Плоть прп. Марии до того утончилась и покорилась духу, что иногда во время молитвы св. подвижница поднималась от земли и могла ходить по водам, как по суше.

Вот каким должно быть истинное покаяние, а не таким, каким оно чаще всего бывает у нас! Ныне мы сокрушаемся о своих грехах, а через день или через несколько дней снова принимаемся за теже дела. Кающиеся должны постоянно помнить слова св. Иоанна Предтечи: Сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3, 8), т.е. засвидетельствуйте истину вашего покаяния исправлением вашей жизни.

Наконец, третья истина, внушаемая нам примером преподобной Марии Египетской, состоит в том, чтобы мы, стараясь раскаяться в грехах и исправиться, пользовались вместе с тем и богодарованными средствами для этой цели - Таинствами покаяния и Евхаристии, - и пользовались как следует.

Целые десятки лет прп. Мария оплакивала в пустыне свои грехи и благоугождала Господу. Многолетними подвигами она совершенно преобразилась, взошла на высоту духовных совершенств, уподобилась Ангелам, между тем все еще чувствовала над собой тяжесть прошлых своих беззаконий и молила Бога, чтобы Он облегчил ее совесть исповеданием грехов перед отцом духовным.

И вот, по устроению Божию, приходит в пустыню, где подвизалась преподобная, великий авва Зосима. О, с какими подробностями исповедала она перед ним свои грехи: не щадила себя, не устыдилась открыть ему все, даже мельчайшие обстоятельства, усиливавшие ее виновность! Получив разрешение от преподобного, она просила его прийти к ней со Святыми Животворящими Тайнами через год, желая как можно более достойно приготовиться к принятию их. И когда Святые Тайны были принесены, она, после обычных молитв, с величайшим благоговением приобщилась этой Божественной Пищи и Питья.

Если даже такая высокая подвижница, столько лет каявшаяся перед Богом, сочла для себя необходимым тщательно исповедать свои грехи перед духовным отцом и с величайшим благоговением вкусить Тела и Крови Христовой, то тем более это необходимо нам, грешным! Не Сам ли Спаситель сказал пастырям Церкви: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 23)? А как они могут простить или не простить, если мы не откроем им, в чем именно мы виновны?

Кому также не известны слова Спасителя, обращенные ко всем нам: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53), и наставление св. апостола: Да испытывает же себя человек, и таким образом ест от Хлеба сего и пьет от Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11, 28 - 29).35

Напечатлеем же, братья, в сердцах наших все три истины, какие преподает нам своим примером преподобная мать наша Мария, и позаботимся воспользоваться ими для нашего спасения.36

7. "Соберитесь все, прогневавшие Господа, и приступите; придите и послушайте, что я поведаю вам; соберитесь, и увидите, что Господь показал мне, в назидание душе моей. Слышал я, немощный, о чудном смирении осужденных, заключенных в особенной обители, называемой Темницей.

Придя в эту обитель кающихся, в эту поистине страну плачущих, увидел я, что одни из этих неповинных осужденных всю ночь до самого утра стояли на открытом воздухе, не передвигая ног и нисколько не давали себе покоя, а укоряли сами себя и бесчестиями и поношениями возбуждали себя. Другие умиленно взирали на небо, и с рыданием и воплем призывали оттуда помощь. Иные стояли на молитве, связав себе руки назад, как преступники; печальные лица их были склонены к земле; они считали себя недостойными взирать на небо; от недостоинства помыслов и от угрызения совести не знали, что и как сказать, какие молитвы вознести к Богу. Иные непрестанно били себя в грудь; иные обливали землю слезами; а иные рыдали о душах своих, как о мертвецах. Некоторые от сильной печали были безгласны, а некоторые сидели в задумчивости, поникнув до земли, и стенали из глубины сердца.

Я видел там души столь уничиженные, сокрушенные, что они могли бы и камни привести в умиление своими словами и воплями к Богу. "Знаем, - говорили они, склонившись к земле, - знаем, что мы по справедливости достойны любого мучения и томления, ибо не можем уплатить множество наших долгов, хотя бы мы и всю вселенную созвали плакать за нас. Но об одном только просим, об одном умоляем и одной милости ищем: да не яростию Твоею обличиши нас, Господи, ниже гневом Твоим накажеши нас (Пс. 6, 2), не праведным судом Твоим предай нас на мучения, но прими с милостью. Для нас довольно, Господи, освободиться от страшного наказания Твоего и мук безвестных и тайных; полного же прощения мы не смеем просить".