On the eve of confession

3. Притчу о погибшей и обретенной овце Спаситель заключил следующими словами: Говорю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 1 - 7).

4. К притче о потерянной и найденной драхме Иисус Христос добавил: Так, - говорю вам, - бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15, 10).

5. Притча о блудном сыне - это непререкаемое свидетельство о милосердии Отца Небесного к кающимся грешникам (см. Лк. 15, 12 - 32).

2. По учению Св. Отцов Церкви

1. Святой Ириней пишет: "Страх Господень - начало познания; познание же преступления производит покаяние; кающимся же дарует Господь благоволение".47

2. Святитель Василий Великий рассуждает:

"Спросим Спасителя:

- Для чего Ты пришел к нам? Он ответит:

- И пришел не праведников спасти, а грешников призвать к покаянию (Мф. 9, 13).

- Что носишь на плечах?

- Овцу погибшую, - говорит Он (см. Лк.15, 4, 5).

- О ком радуются небесные жители?

- Об одном грешнике, - говорит, - Ангелы радуются (см. Лк. 15, 10).

Бог кающегося обнимает с радостью. Усерднее прибегнем к Благому Богу. Лишь только захочешь принести покаяние, подобно блудному сыну, как Сам Бог охотно встретит тебя. Думай об Отеческом благосердии и не потеряешь надежды на спасение".48

3. Святой Ефрем Сирин говорит: "Бог не ограничил покаяния, не определил, что будто для некоторых грехов есть покаяние, а для других нет. Этот Великий Врач душ наших даровал нам это великое исцеление для любой раны".49

4. Святитель Иоанн Златоуст замечает: "Покаяние - это дар небесный, сила удивительная, благодать, превышающая силу законов. Поэтому ни блудника не отвергает, ни от пьяницы не отвращается, ни идолослужителем не гнушается, ни прелюбодея не отгоняет, ни проклинающего не гонит, ни хульника, ни горделивца, но всех принимает".50

5. Святитель Григорий Богослов спрашивает: "Желаешь ли услышать о человеколюбии Божием? Если, - сказано, - обратившись, воздохнешь ко Господу, то спасен будешь (Иез. 33, 19). Смотрите, как спасение соединено с воздыханием. Ты не успеешь еще выговорить слова, Он скажет: "Я здесь", - и обратится к душе твоей: Я - Спасение твое (Пс. 34, 3). Между прошением и получением нет посредника: ни золота, ни серебра, ни блестящих и дорогих камней, ничего прочего, чем люди склоняются к милости".51

47. Книга III. Гл. 37.

48. См. Слово о покаянии

49. О покаянии и обращении.

50. Беседа 4. О покаянии.