On the eve of confession

Правда Его могла бы отвергнуть наше нынешнее покаяние: могла бы сказать нам, что так как мы столько раз приносили покаяние и столько же раз принимали прощение, но не перестали оскорблять ее грехами нашими, то и ей остается уже вооружиться против них судом и казнью, а не миловать напрасно рабов преступных и лукавых. Но так с нами не поступят: перед Престолом этой Правды мы и ныне обретем ту же милость, ту же любовь и всепрощение.

Чувствуешь ли это, душа грешная? Чувствуешь ли, что ты давно стократно достойна ада, а тебе снова отворят рай и царствие небесное? Берегись же, чтобы эта милость не была явлена тебе в последний раз!

Да, братья мои, на земле нет никого, кто бы мог сказать нам наверняка, что сегодняшняя исповедь наша - для нас не последняя. Это мог бы сделать только Тот, в деснице Которого ключи ада и смерти (Апок. 1, 18), благодаря Которому мы все живем, движемся и существуем (Деян. 17, 28). Но Он Сам, ограждая нас от беспечности, благоволил возвестить нам в Своем Евангелии, что день и час Его пришествия к нам, а также и нашего отшествия к Нему должны оставаться тайной для нас.

После этого каждый, кому дорого спасение души своей, должен исповедоваться так, как бы делал это последний раз в жизни.

Как бы мы исповедовались, будучи на смертном одре? Исповедовались бы с глубочайшим сокрушением духа и совершенным омерзением ко греху, который тогда потерял бы для нас всякую привлекательность; исповедовались бы всецело, ничего не скрывая, ибо что таиться перед смертью? Исповедовались бы с твердой решимостью не уклоняться больше на сторону лжи и беззакония, ибо тогда во всей силе открылась бы перед нами необходимость жизни чистой и святой.

Поступим же теперь точно так же, как мы поступили бы на смертном одре. Раскроем перед Всеведущим всю душу и сердце, все тайные страсти и греховные вожделения. Пусть милосердие Божие узрит все язвы и всю гнилость нашего внутреннего человека; оно узрит их только для того, чтобы тем совершеннее исцелить их. 56

А для утверждения себя в этом необходимом подвиге, для ограждения себя от новых соблазнов жизни, от новых нападений со стороны страстей, возьмем с собой от святого аналоя, в напутствие жизни память смертную, ибо не напрасно сказано Премудрым: Помни конец твой, и вовеки не согрешишь (Сир. 7, 39).

55. Из книги свящ. Григория Дьяченко "Ежедневные поучения". Т. III. 1897.

56. Проповеди святителя Иннокентия Херсонского. Т. II.

Какой должна быть наша исповедь?

57

Скажи о беззакониях своих сначала, чтобы быть оправданным

(Ис. 43, 26).

Ныне мы пойдем на исповедь к служителю Если совершим нашу исповедь, как должно, получим прощение грехов, получим оправдание. Поэтому нужно нам знать, какую именно принести исповедь.