На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав

Да даст же нам Господь до конца идти путем непогрешительным, узким и тесным, чтоб заградились уста сопротивника нашего - диавола, и не могли сказать о нас чего-либо худого. Богу подобает слава во веки! Аминь.

Глава 10

Будем внимательны к себе, возлюбленные; потому что имеем у себя врагов неумолимых и немилостивых, радующихся падению человеческому и в этом одном находящих для себя веселие. Почему святые отцы, зная злоумышления их против нас, не предавались нерадению и рассеянности, но были внимательны к себе, а при внимательности к себе, благоугождали Богу, и людей назидали в добре. Таков был святый Антоний, как снятый Афанасий, архиепископ, упомянул при описании жизни его. Он показал великие и строгие подвиги. Всегда постился; одежды были у него внизу волосяная, а сверху кожаная, и их соблюл он до кончины; с тела не смывал нечистоты водою, и ног никогда не омывал, и даже просто не опускал их в воду, кроме случаев необходимости. Никто не видал его обнаженным и вообще никто не видал нагого тела Антониева до того времени, как скончавшись был погребаем. И еще говорил Афанасий: "хотя сие и маловажно в сравнении с его добродетелию, однако же и по этому можно заключать, каков был человек Божий Антоний, который от юности до такого возраста соблюл одинаковую ревность к подвижничеству, и удрученный старостию, не питался дорогими снедями, при изнеможении своего тела не переменил образа одеяния, ни даже когда-либо помыл ноги водою. И однако ж во всем оставался невредимым; даже глаза у него не имели повреждения и недостатка и видели хорошо. И не говоря обо всем в подробности: он казался гораздо свежее по силам и бодрее всех тех, которые пользуются разнообразною пищею, омовениями и разными одеждами". А мы, придумывая в себе средства, расслабляющие тело, живем рассеянно, не размышляя о том, какие у нас неумолимые соперники; почему и сами противники, видя такую нашу невнимательность, с большею готовностью восстают против нас непрестанно уязвляя нас стрелами распутства. Итак будем внимательны к себе, чтоб Господь обратил в ничто их злоумышления против нас. Говорю же сие, братия, не потому, что сам веду жизнь чистую. Ибо если Господь откроет грехи мои прежде, нежели послан буду в муки, то стыд дел моих будет для меня частью мучения. Сказано же это мною по благодати Господней, чтоб, когда получите пользу от доброго совета, и мне ничтожному сподобиться награды за добрый совет. Ибо как развращающий души своими советами будет участвовать в пагубе и гибели; так и подающий совет об исправлении найдет себе благую часть у Господа, если и сам наконец удержится от бесполезного.

Если имеешь дружбу с братом, и совесть твоя обличит тебя, что связь эта вредна для души; то разорви с ним дружбу. Ибо некто из святых сказал: "со всеми имей любовь, и всех удаляйся". Говорю же сие, возлюбленный, чтоб возненавидел ты не людей, но грех. Ибо написано: аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу, да егоже аще просим, приимем от Него, яко заповеди Его соблюдаем, и угодная пред Ним творим. Аще же зазирает нам сердце наше, болий есть Бог сердца нашего, и весть вся (1Ин.3:20-22).

Брат поучал брата обязанностям к Богу. Когда же пришел еще брат, увещатель сказал ему: "вот, увещеваю брата, и не хочет слушать меня". Тот отвечал: "должен тебя слушать; ибо, позволь сказать, и послушать тебя прекрасно, и сделать по твоему совету - радость". Но он сказал: "Нет, если дознает, что говорю не по Богу, то пусть не слушает меня, и не только меня, но даже и Пророка, если повествует что вопреки воле Божией. Ибо Апостол говорит: аще и мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже приясте, анафема да будет (Гал.1:8.9). Кто были восставшие на Сусанну в Вавилоне? Не старцы ли? И не просто старцы, но судии и вожди народные. Но поелику не были внимательны к себе, то какому концу подверглись? И достоинство их не принесло им пользы". Итак, братия, позаботимся об истине, чтоб истина ограждала нас. Ибо здесь, если на кого, сделавшего что худое, донесено будет князю, то может обвиненный спастись от наказания, бежав в другое место, от лица же Божия куда убежим, по слову сказавшего: камо пойду от Духа Твоего? и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси: аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя (Пс.138:7-10)?

Возлюбим безмолвие, чтоб избавиться нам от развлечений. Возлюбим воздержание из любви к Богу. Возлюбим невинность и смиренномудрие. Будем смиренны, приветливы к людям маловажным и к великим, чтоб избежать нам тщеславия и всех сетей диавольских. Возненавидим пиянство и смех, и бесполезные речи людей зломудренных. Ибо все делают, и все придумывают они, только чтоб не лишиться своих удовольствий. А ты, возлюбленный, убегай сего, и, как обещавшийся угождать Богу, делай все по Богу; потому что Бог, по изречению Апостола, поругаемь не бывает: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет. Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление; а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный (Гал.6:7.8).

Не останавливайся на нечистых помыслах, чтоб не довели тебя до срамного исполнения их на самом деле; но гнушайся ими, и отгоняй их от себя, чтоб ум твой был в покое. Молись Господу, чтоб просветил очи сердца твоего; ибо невозможная у человек возможна у Бога (Лк.18:27). Став на молитву, не рассеивайся, чтоб не оказаться небрежным.

Будь внимателен к себе, возлюбленный, и видя богатеющих в нынешнем веке, роскошествующих и упитывающих плоти свои, как бы на день заколения, не ублажай их за временное их благоденствие; потому что не богатого, не роскошного, не сильного ублажит Дух Святый, а только боящихся Господа, как написано: блажен муж бояйся Господа (Пс.111:1); и еще: блажени вси боящиися Господа (Пс.127:1).

Поставили тебя вождем других? Будь вождем мира, чтоб отверзлись тебе врата царствия небесного, и чтоб войти тебе вместе с миротворцами: ибо Дух Святый говорит: отверзите врата, да внидут людие. Какие же людие? Хранящии правду, и хранящии истину, приемлющии истину, и хранящии мир (Ис.26:2.3). Посему сказал некто из святых: да будет мир и правда во дни моя (4Цар.20:19). Послушай, что говорит и святый Иаков: Кто премудр и худог в вас, да покажет от добраго жития дела своя в крепости и премудрости. Аще же зависть горьку имате и рвение в сердцах ваших, не хвалитеся, ни лжите на истину. Несть сия премудрость свыше низходящи, но земна, душевна, бесовска. Идеже 6о зависть и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь. А яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несуменна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется творящим мир (Иак.3:13-18).

Да даст же нам Господь единомыслие по воле Своей. Но молитесь и о мне жалком, прошу вас, да просветит Господь омраченное око мое; потому что Его есть царство и слава во веки веков! Аминь.

Глава 11

Не будем, братия, терять усердие в служении друг другу ради Господа. Многие полюбив девицу, решились служить за возлюбленную. Поэтому великое ли что сделаем, если послужим друг другу ради Господа?

Не будем унывать, возлюбленные, сидя в келлии, припоминая себе, что святые мученики, после многих истязаний, заключаемы были в железные узы. Посему не будем бегать неудобств келлии, не станем скучать за работою, помня, что многие из святых ради Господа посылаемы были в рудокопни. Если бы жили мы в те времена, то ужели бы по причине мучений изменили жизни своей? Ужели бы, по причине нужды, отреклись от веры своей?

Будем, братия возлюбленные Господом, помнить благодеяния Господа Бога нашего, Который сотворил и возрастил нас, питает и во всем покрывает нас, изводит ветры от сокровищ Своих в услугу нам, и возводит облака от последних земли (Пс.134:7), на служение нам, умножает птиц, скотов и животных водных на служение роду нашему, сотворил солнце светить днем, а луну и звезды светить ночью для нашего рода, и спас нас таинством честнаго креста Своего. Будем служить Ему со страхом и великим трепетом и с благою надеждою; потому что мы странники и пришельцы в сей жизни, по словам сказавшего: пресельник аз есмь и пришлец на земли, якоже вси отцы мои (Пс.38:13).