На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав

Два человека пошли в город, отстоявший на тридцать стадий. Когда же совершили стадии две или три, встретилось им на дороге место, на котором были рощи, и в них росли тенистые дерева, текли ручьи вод, и было много приятных местоположений. Когда путники увидели это; один, поспешив видеть город, прошел по этому месту скоро, а другой остановился посмотреть, и отстал. Потом и ему хотелось выйти из-под древесной тени; но побоялся зноя. Пока же медлил он на месте, наслаждаясь приятностию его, вышел зверь, живущий в этом лесу, схватил его, и увлек в свое логовище. Между тем другой, который не был нерадив, и не развлекался красотою дерев и места, достиг города.

Брат говорит: "желаю слышать объяснение на это; потому что не понимаю, что такое значить". Слушай, говорят, при содействующей нам благодати. Два человека - это вступившие на путь благочестия, и начавшие подвизаться на оном. Враг же, намереваясь остановить их в шествии, приносить в них бесовские пожелания: тщеславие, любоначалие, гордость и все тому подобное. И кто поспешил достигнуть почести вышняго звания о Христе (Фил.3:14), тот не задержан этим. А развлекшийся красотою дерев и места означает человека, который от невидимого склонил ум свой к видимому. Зной - это труд добродетелей. А что человек замедляет на месте, и делается добычею зверя, это значит - останавливать помысл на вожделении земного; и из этого вожделения подобно лютому зверю выходит грех, и овладевает человеком, как написано: похоть заченши раждает грех: грех же содеян раждает смерть (Иак.1:15).

Посему, возлюбленные, будем бегать мирских похотей, чтоб снова не соделаться нам рабами греха. Ибо Спаситель говорит: аминь глаголю вам: всяк творяй грех, раб есть греха (Ин.8:34). Будем служить благоугодно Богу, нас освободившему; не станем обольщаться тлетворными страстями, и обращать внимание на благолепие одеяния, или кукуля, или пояса, или аналава, но устремимся к тому, что смиренно и не тщеславно, что прилично святым. Ибо тем, которые подчинили себе важнейшее, не прилично уступать над собою победу самому маловажному. Всегдашним же у нас попечением да будет то, чтоб внутренний наш человек благоугождал Испытующему сердца и утробы (Пс.7:10); а бесполезным пренебрежем. Ибо никтоже может двема господинома работати (Мф.6:24), по слову Владычнему. Кто учась плотничному делу, вместо скобели добывает себе копье? Или кто, желая успеть в смиренномудрии, домогается суетной славы? Или кто, вожделевая небесного, не пренебрежет земным?

Господь же да даст нам и делать и мыслить угодное Ему! Ему подобает слава во веки! Аминь.

Глава 3. О плотской брани

Если востанет в тебе плотская брань; не бойся и не упадай духом, чтоб не придать против себя смелости врагу; и он посеет в тебе какие-нибудь свои мысли, и будет говорить: "не возможно прекратиться в тебе разжжению, если не удовлетворишь своей похоти"; чтоб, уязвив тебя, стать ему против тебя и посмеяться над твоею слабостию. Но терпя потерпи Господа, с плачем излей молитву свою пред благостию Его, и Он услышит тебя, и возведет тебя от рова страстей, то есть, нечистых помыслов, и от брения тины, то есть, гнусных мечтаний, и поставит нозе твои на камени святости (Пс.39:1-3), и узришь пришедшую к тебе от Него помощь. Терпи только, не расслабевай помыслом, не приходи в изнеможение, вычерпывая воду из ладии; потому что пристань жизни близко. Еще глаголющу ти, речет: се приидох (Исх.58:9); но выжидает, чтоб увидеть твой подвиг, точно ли даже до смерти противоборствуешь греху. Итак не малодушествуй; Бог не оставил тебя. Он взирает на твой подвиг; смотрят на оный и лик святых Ангелов, и толпа бесов. Ангелы подают венец побеждающему; бесы покрывают стыдом побежденного. Много борения у Ангелов за тебя, возлюбленный; много усердия у бесов против тебя, Христолюбец. Итак, будь внимателен к себе, не опечаль своих, и не обрадуй чужих. Своими же называю святых Ангелов, а чужими - нечистых бесов.

Для очей Божиих нет скрытного места, возлюбленный, нет тьмы в очах Господних, брат. Да не обольщает тебя противник; близ ног Божиих стоишь ты. Не пренебрегай этим. Ибо написано: небо Мне престол, земля же подножие ногама Моима (Деян.7:49). Не расслабевай помыслом, но мужайся; Помощник близко. Послушай, что говорит Пророк: вси языцы объидоша мя, и именем Господним противляхся им: объишедше объидоша мя, и именем Господним противляхся им: объидоша мя яко пчелы сот, и разгорешася, яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им. Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя. Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение (Пс.117:10-15).

Итак терпи, подвижник, да искусен быв приимеши венец жизни, егоже обеща Господь любящим Его (Иак.1:12). Быть боримым страстями и противоборствовать им - это делает нас искусными к выдержанию брани. А если не борют нас страсти; то станем, может быть, осуждать боримых ими, потому что сами не испытали борения, и впадем в высокоумие. Ибо не то опасно, что борют нас страсти, и мы боремся с ними; но бедственно то, если по лености падем перед сопротивниками. И так противостань палящей тебя похоти, чтоб избежать никогда не угасающего пламени. А если победят нас страсти, то не отступятся от нас, но еще смелее будут нападать на нас. Послушай того, кто говорит: мед каплет от устен жены блудницы, яже на время наслаждает твой гортань: последиже горчае желчи обрящеши, и изощрену паче меча обоюду остра (Притч.5:3.4). Итак будь внимателен к себе самому, чтоб не лишиться тебе славы лица Божия. Ибо написано: мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр.12:14). Ему подобает слава во веки веков. Аминь.

Глава 4

Не принимай мнения людей зломудренных, которые говорят: "после того как умру, чего мне ждать?" и говорят сие, чтоб прогневать Господа Бога, Который будет судить живых и мертвых. Горе душе, которая слушается такой мысли! Горе человеку, который так думает! Это мнение убедившихся в нем низведет в затворы смерти. Это мнение удаляет от Бога и делает преклонными к диаволу.

Но ты, верующий, беги от злого совета, и не буди неверен, но верен (Ин.20:27). Ибо веруем, что будут по смерти суд и воздаяние: верен бо есть Обещавый (Евр.10:23). Не неправеден Бог, чтоб забыть о награде служившим Ему истиною, якоже есть писано: их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1Кор.2:9). Хочешь ли, возлюбленный, разуметь силу слова? Рассуди, какую славу приобретают святые и на земле. Память праведных, как написано, с похвалами: имя же нечестивых угасает (Притч.10:7). Ты же, возлюбленный, верь писанному в божественных Писаниях, но бегай того, что говорят неверующие: у них превратны ум и совесть; Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его (Тит.1:15-16). Посмотри на Ирода: он имел на себе царскую одежду и говорил речь народу; но зане не воздаде славы Богу, Ангел Господень порази его, и быв червми изъяден, издше (Деян.12:21.23).

Если ты соделался сильным в добродетели, и ненавистник добра возбуждает на тебя некоторых людей к утеснению твоему: то не приходи в робость, и не изменяй благочестию из страха человеческого; потому что страшно есть еже впасти в руце Бога живаго (Евр.10:31). Слушай, что говорит Спаситель: аще Мене изгнаша, и вас изженут (Ин.15:20).

Посему надобно бегать растленной беседы людей зломудренных; и обращать внимание не на внешний один вид, или на седины, но на образ мыслей человека. Ибо это те самые, о которых говорит Апостол: имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися (2Тим.3:5). Если согласишься на лживые их речи, и оставишь путь узкий и тесный; то бойся, чтоб тебе, горя в неугасимом огне, не услышать этот горький и неумолимый, исполненный плача и горьких слез, приговор: чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши (Лк.16:25). Напротив того к Богу только устремляй взор свой, и по скончании доблестной жизни, душа твоя в будущем веке возрадуется с праведными: и радости твоея никтоже возьмет от тебе (Ин.16:22). Богу подобает слава во веки веков! Аминь.

Глава 5