Мы бессмертны. К вопросу о самоубийстве.

40. Молчаливые по-латински: taciti; от этого слова и про изошло имя богини Такиты.

41. Соловьев. История России. Том I. Изд. 4-е. С. 1, 85, 86, 87.

42. Thietmarus, Qui cum morte temporali omnia putant finiri (у Белевского, Monumenta Poloniae historica 1, 244). Сл. И. Срезневского, О языческом веровании древних славян в бессмертие души.

43. Бестужев-Рюмин. История России. Том I. Глава 1. С. 24-25.

44. Ed. Bonen, p. 151-152.

45. А. Котляревский. О погребальных обычаях языческих славян. С. 187 - 188.

46. Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию, получили жизнь вечную (2 Мак. 7:36).

47. Ибо хотя они (праведные) в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия (Прем. 3:4).

48. Древние евреи хорошо различали слова "шеол" и "кебер" (гроб). Когда шла речь о месте, где погребались тела умерших, всегда употребляли слово "кебер" (см. Быт. 23: 4,6,9; Исх. 14:2; Числ. 11:34; Иов. 5:26; 10:21; 21:32; Пс. 98:19; Иезек. Гл. 37).

49. Там же. см. Быт. 23: 4,6,9; Исх. 14:2; Числ. 11:34;

Вопрос о дикарях

В нашем историческом доказательстве, утверждающем всеобщность веры в бессмертие души в роде человеческом, остается разобрать еще один важный вопрос - вопрос о дикарях.

Когда ведется спор о религиозных проблемах, писатели атеистического направления выставляют одним из важнейших аргументов против внутренней необходимости и истинности идеи Бога и неразрывно связанной с ней идеи бессмертия человека, - отсутствие этих идей у дикарей. Считается, что в дикарях мы наблюдаем первобытного человека. Дикари - это люди, которые, при полном развитии в телесном отношении, имеют рассудок детский, совершенно чуждый идей изобретенных верований, составленных искусственно и навязанных массам пронырливыми жрецами. Еще Локк первый указал на важность изучения мышления дикарей, когда вел борьбу с Декартом по вопросу о "врожденности идей". Одним из доказательств прежней философии, на котором базировались основные истины метафизики, естественной религии и морали, было согласие в признании этих истин всеми племенами рода человеческого. Локк обратился к описаниям путешествий и на их основании пытался доказать, что идеи о Боге как Творце мира, о бессмертии души, об основных правилах нравственности совершенно чужды сознанию некоторых диких племен. Французская философия XVIII века пошла тем же путем. Дикари вошли в моду: их выставили против метафизического учения предыдущего столетия; их заставили говорить почти все, что хотелось и требовалось тем, кто принуждал. Под знаменем Руссо они вооружались и ратовали против убеждения в пользе цивилизации; под знаменем Гельвеция они сражались за кодекс морали, основанный на эгоизме и чувстве удовольствия. И в наше время, с одной стороны, материалисты; а с другой - дарвинисты (трансформисты), дающие нам в родоначальники вместо Адама обезьяну, также обращаются к дикарям за доказательством того, что религиозные и нравственные истины не составляют необходимого и существенного достояния человека.

Против этого злоупотребления мировоззрением дикарей в пользу известных предвзятых мнений и шатких гипотез мы должны сказать следующее. Во- первых, печальное положение их есть признак и следствие уклонения от прямого и истинного пути человеческого развития, а не натуральное свойство и не характер первого периода этого развития, как хотят видеть материалисты и дарвинисты. Следовательно, состояние дикости есть болезненное явление в истории человечества, вызванное разными неблагоприятными обстоятельствами, и потому делать его нормой человеческого существования, по меньшей мере, неосновательно и нелепо. А вовторых, не отрицая важности наблюдений, сделанных учеными- путешественниками над дикими племенами, нужно помнить о возможности неверного описания орудий, жилищ, обычаев, племенных особенностей и произведений прикладного искусства различных местностей, населенных дикарями; тогда с какой осторожностью должны мы принимать свидетельства путешественников о религиозном и нравственном состоянии племен, посещенных ими!