«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Сергиевой Лавры, 2002.
Чем согреть охладевшую душу?
Словом Божиим, молитвой, смиренным, покаянным и благодарным в отношении к Богу
чувствованием сердца — во всех изменениях не
только внешнего состояния, но и внутреннего.
Как должно поступать, чтобы ни в каком обществе не смеяться?
Должно думать так: я не понимаю, по скудоумию моему, что и почему так говорят, а, не
зная цели, не должно смеяться. Если же нечаянно и невольно осклабишь лицо свое, обвиняй самого себя, помня истинные свидетельства Святых Отцов, что ничто так не разрывает
цепь добродетелей и любви евангельской, как
смех и смехотворство. Как кружение скверных
мыслей во внутренней нашей храмине лишает
душу присутствия благодати, так упражнение в
смехе и склонность к нему удаляет от нас Ангела
Хранителя. У изыскивающего повод к смехотворству добродетели бывают тщетны, вокруг
каждой обвились какие-либо блазненные помыслы, и сушат корни ее какие-либо душевные
пороки; ограда добронравственности и мира
разрушается. Сам Господь наш, Спаситель мира,грозит вечной горестью любящим смехотворство: Горе вам, смеющиеся ныне (Лк. 6: 25).
Как избавиться от сильных ощущений сладострастия не только в присутствии лиц женского пола, но и при случайном воображении их?
При виде жен должно хранить ум и чувства от
всякого развлечения и движений нескромных,особенно говорить без осмотрительности, и ско238 ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ ЧТО ПОСОВЕТУЕТЕ, БАТЮШКА? 239
рее удалиться от их общества. Если ж соблазняет
тебя воображение, воспламененное демонской
лестью, то нужно удерживать порывы мыслей и
с благоговением ограждать себя крестным знамением. Для предохранения себя от плотских и
мысленных сладострастных волнений полезна
во всем благоразумная умеренность; но самое
главное, должно умолять Господа Всемогущего
о защите от нападений на нас лютейшей этой
страсти, ибо человек сам собой никогда ее не искоренит. Но при нашем произволении и молитве Бог премилосердный угашает порывы сего
пламени тихим наитием Своей благодати1.
Великий ли грех — призывать Бога в свидетели?
Напрасно призывать Бога в свидетели – великий грех, потому что имя Божие есть великое и
страшное. В Священном Писании говорится: Не…
употребляй имя Бога моего всуе; и Бог поругаем не бывает; и страшно (есть) еже впасти в руце Бога живаго
(Притч. 30: 9; Гал. 6: 7; Евр. 10: 31). Вот подобный