«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Сергиевой Лавры, 2002.

Чем согреть охладевшую душу?

Словом Божиим, молитвой, смиренным, покаянным и благодарным в отношении к Богу

чувствованием сердца — во всех изменениях не

только внешнего состояния, но и внутреннего.

Как должно поступать, чтобы ни в каком обществе не смеяться?

Должно думать так: я не понимаю, по скудоумию моему, что и почему так говорят, а, не

зная цели, не должно смеяться. Если же нечаянно и невольно осклабишь лицо свое, обвиняй самого себя, помня истинные свидетельства Святых Отцов, что ничто так не разрывает

цепь добродетелей и любви евангельской, как

смех и смехотворство. Как кружение скверных

мыслей во внутренней нашей храмине лишает

душу присутствия благодати, так упражнение в

смехе и склонность к нему удаляет от нас Ангела

Хранителя. У изыскивающего повод к смехотворству добродетели бывают тщетны, вокруг

каждой обвились какие-либо блазненные помыслы, и сушат корни ее какие-либо душевные

пороки; ограда добронравственности и мира

разрушается. Сам Господь наш, Спаситель мира,грозит вечной горестью любящим смехотворство: Горе вам, смеющиеся ныне (Лк. 6: 25).

Как избавиться от сильных ощущений сладострастия не только в присутствии лиц женского пола, но и при случайном воображении их?

При виде жен должно хранить ум и чувства от

всякого развлечения и движений нескромных,особенно говорить без осмотрительности, и ско238 ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ ЧТО ПОСОВЕТУЕТЕ, БАТЮШКА? 239

рее удалиться от их общества. Если ж соблазняет

тебя воображение, воспламененное демонской

лестью, то нужно удерживать порывы мыслей и

с благоговением ограждать себя крестным знамением. Для предохранения себя от плотских и

мысленных сладострастных волнений полезна

во всем благоразумная умеренность; но самое

главное, должно умолять Господа Всемогущего

о защите от нападений на нас лютейшей этой

страсти, ибо человек сам собой никогда ее не искоренит. Но при нашем произволении и молитве Бог премилосердный угашает порывы сего

пламени тихим наитием Своей благодати1.

Великий ли грех — призывать Бога в свидетели?

Напрасно призывать Бога в свидетели – великий грех, потому что имя Божие есть великое и

страшное. В Священном Писании говорится: Не…

употребляй имя Бога моего всуе; и Бог поругаем не бывает; и страшно (есть) еже впасти в руце Бога живаго

(Притч. 30: 9; Гал. 6: 7; Евр. 10: 31). Вот подобный