«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Проскомидия — самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в Кровь Христову, и грехи очищаются этой великой жертвой.
1026. При чтении Псалтири, где говорится о врагах, каких врагов надо разуметь?
Должно нам разуметь невидимых врагов — лукавых злых духов, стужающих нам греховными помыслами и побуждающих нас на грех.
1027. Влечет ли за собой лишение благодати запрещение епископа, которое не согласно с волей Божией?
Лишь то запрещение епископа влечет за собой лишение благодати, которое согласно с волей Божией. Если же этого согласия нет, то не только благодать не отымается и не посылается, но сама церковная жизнь показывает, что все такие действия Церковью не принимаются, хотя бы и совершили их великие Вселенские Соборы и самые православные патриархи и синоды.
1028. Какую пользу для души приобретает человек при чтении священных книг?
Святые отцы говорят, что при внимательном чтении Священных Писаний жизнь человека исправляется, душа от страстей очищается, ум просвещается и сердце любовью к Богу согревается.
1029. Какими размышлениями душа побеждает невидимого врага и охраняется от него?
Шестью помышлениями: о Боге, о страдании Христовом, о часе исхода нашего, о дне суда, о страшном мучении и о вечной жизни. Душа праведного побеждает врага и так охраняется от него.
1030. Что такое добродетель трезвления?
Это прежде всего напряженное внимание к душе, постоянный самоанализ своего состояния, внимание к совести, своим поступкам, словам, мыслям, взглядам, выявление искушений. Праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил про себя: "При непрестанных внутренних искушениях я должен был постоянно обращать душевное внимание (око) внутрь себя, чтобы усматривать нападения внутренних врагов и отгонять их тайной молитвой.
1031. Действует ли злой дух через злых людей?
Враг спасения употребляет "некоторых людей как орудия своей злобы" (старец Арсений Афонский).
1032. Всякое ли знание спасительно для души?