Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
ценности. И раз я открыл такого Бога, мое отношение ко всем окружающим должно
было стать таким же. Я с изумлением обнаружил, что меня совершенно перевернуло
это открытие, тот факт, что я открыл Бога Таким и что Его отношение ко всем
таково. Я смотрел вокруг себя и не видел больше ненавистных, отвратительных
тварей, а людей, которые находятся в соотношении с Ним и с которыми я могу
войти в новые отношения, если верю в них так же, как в них верит Бог.
М.Ласки: Но ведь факты показывают, что и неверующие, не
прибегая к Богу, могут испытывать уважительную, милосердную любовь ко всякому
творению. Я не очень хороший социалист, но думаю, что настоящие социалисты
испытывают именно это чувство. Чтобы ощущать ценность всякого человека, нет
нужды в Боге.
Митр.Антоний: Нет, я не имел в виду, что это необходимо. Я бы
сказал: чтобы быть в меру человека, чтобы не опуститься так низко, каким был я,
не обязательно знать, что есть Бог. Я бы добавил, что Бог не нуждается, чтобы
мы знали, что Он есть: Он и так есть. Для меня проблема Бога в
следующем. Я не нуждаюсь в Нем, чтобы иметь мировоззрение. Я не нуждаюсь в
Боге, чтобы заполнить прорехи в моем мировоззрении. Я обнаружил, что Он есть, и
ничего не могу с этим поделать, так же как когда обнаруживал научные факты. Для
меня Он— факт, и потому Он имеет значение, Он играет роль, точно так же,
как когда обнаруживаешь существование какого-то человека: жизнь меняется по
сравнению с предыдущим моментом.
М.Ласки: Можно ли попросить вас уточнить кое-что. Я сейчас
выскажу спорное утверждение, но мне оно представляется веским. За последние
пятьсот лет, с тех пор как наука освободилась от пут Церкви, она резко
вырвалась вперед, так что теперь стало уже общим местом утверждение, что наше техническое,
научное знание обогнало наше нравственное развитие. С другой стороны, у Церкви
было две тысячи лет, чтобы развить нашу нравственность, если такова одна из
функций Церкви. Но вы сказали, что можно прийти к этому осознанию реальной