Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
любовью, и, по-моему, лучше было бы сколько-то ограничить значение этого слова
и применять его к меньшему разнообразию чувств. И хотя я точно могу сказать,
что мне известны различные чувства, которые люди называют любовью, но вполне
вероятно— не все те чувства, какие обозначают этим словом. Например, мне
неведомо ваше чувство любви к Богу как его понимает взрослый человек.
Митр.Антоний: А что если я просто стану отрицать, что любовь
существует, что есть такое чувство— с каким бы оттенком ни употреблять
это слово? Скорее всего, вы скажете, что мне чего-то недостает, недоступно?
М.Ласки: Не произвели ли вы некую подмену слов? Я говорю, что
мне известно чувство, которое с полным основанием можно назвать любовью, так же
как мне известно чувство правоты или неправоты, но лично я не считаю полезным—
быть может, я просто играю словами— говорить, что любовь существует,
правда существует, неправда существует. Скажем так: я знаю, что означает
испытывать любовь. Я знаю, что такое, когда ко мне относятся с любовью.
Митр.Антоний: Ясно. Это, так сказать, иррациональное чувство,
чувство в чистом виде, которое вы принимаете как опыт, не утверждая, что за ним
стоит любовь как таковая.
М.Ласки: Нет… Но вы как будто употребляете слово
«иррациональное» как оскорбление?
Митр.Антоний: Напротив!
М.Ласки: Но ведь это чувство может получить разнообразные
подтверждения, не так ли? Например, вы можете наблюдать за мной, когда я
утверждаю, что испытываю любовь, и сказать: «Соответствует ли ее поведение
тому, что считается переживанием любви?» И если я утверждаю, что испытываю
любовь, тогда как глаза мои погасли, руки холодны, я вся выдохлась, вы вправе
сказать: «Ну, она может это называть любовью, но мне кажется, она рехнулась».
Ведь есть же признаки чувства любви?
Митр.Антоний: Да. Можно ли задать вопрос (или он слишком
личный?): как вы перешли от некоторого рода детской веры к неверию? Каким путем
вы дошли до того, чтобы отвергнуть Бога? Просто потому, что не нашлось
доказательств, которые удовлетворяли ваш ум взрослого человека?
М.Ласки: Согласитесь— детская вера в Бога имеет очень
мало общего с верой в Бога взрослого человека; разве что, когда взрослый
приходит к Богу, он узнает: вот что мне представляли в качестве Бога,
когда я был ребенком, теперь я вижу яснее. Я вижу, что тогда было правильно