Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

различные моменты то берет верх ребенок, то взрослый человек вступает в свои

права, профессионально или в целом как член общества. И в конечном итоге в той

мере, в какой взрослый все же участвует в жизни ребенка, веру в плане

интеллектуальном подменяет легковерие, способность принимать с некоторым

безразличием, с некоторой наивностью данные, которые касаются лишь

эмоциональной жизни, жизни сердца; интеллект в полном своем объеме как бы

отделен от этой жизни. Не то мы видим в Священном Писании. Не о такой вере

говорит Послание к Евреям (Евр11:1), не такой вера предстает в опыте христианства

первых веков или в опыте христиан, которые открывают своего Бога сейчас, в

контексте агрессивного, воинствующего атеизма.

Мне кажется, следует попробовать определить, где именно начинается вера. В

творениях святого Макария Египетского, в одном из его слов, есть место, где он

ясно показывает внезапный, молниеносный опыт встречи с Богом. Он говорит, что в

этот момент, лицом к лицу с Живым Богом, когда человека уносит, будто вихрем,

опыт, которым невозможно управлять, который невозможно ограничить, невозможно

даже наблюдать, пока он происходит, человек просто весь отождествляется с этим

опытом. Ум замолкает, потому что анализ невозможен, умолкают все силы души,

потому что единственное, на что способна душа— до конца заполниться

происходящим, с тем чтобы пересмотреть его позднее, подобно тому как тонущий

человек не имеет времени на психологический анализ своего состояния, или на

рассматривание волн, или на мысли о температуре воды. Лишь после можно

обратиться на себя, поставить себе вопросы. Это состояние, которое епископ

Феофан Затворник называет «блаженный плен души», состояние, где

замирает всякая деятельность, потому что все стало внутренним молчанием с целью

слушать и видеть. Этого состояния хватило бы тому, кто его переживает.

Но, по слову святого Макария, Бог заботится не только о том, кто способен на

такое восприятие, Он заботится и о тех, которые еще неспособны на такой опыт. И

Он отходит, подобно тому как море отходит при отливе, и оставляет того, кто был