Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

говорит Послание к Евреям (Евр11:1), не такой вера предстает в опыте христианства

первых веков или в опыте христиан, которые открывают своего Бога сейчас, в

контексте агрессивного, воинствующего атеизма.

Мне кажется, следует попробовать определить, где именно начинается вера. В

творениях святого Макария Египетского, в одном из его слов, есть место, где он

ясно показывает внезапный, молниеносный опыт встречи с Богом. Он говорит, что в

этот момент, лицом к лицу с Живым Богом, когда человека уносит, будто вихрем,

опыт, которым невозможно управлять, который невозможно ограничить, невозможно

даже наблюдать, пока он происходит, человек просто весь отождествляется с этим

опытом. Ум замолкает, потому что анализ невозможен, умолкают все силы души,

потому что единственное, на что способна душа— до конца заполниться

происходящим, с тем чтобы пересмотреть его позднее, подобно тому как тонущий

человек не имеет времени на психологический анализ своего состояния, или на

рассматривание волн, или на мысли о температуре воды. Лишь после можно

обратиться на себя, поставить себе вопросы. Это состояние, которое епископ

Феофан Затворник называет «блаженный плен души», состояние, где

замирает всякая деятельность, потому что все стало внутренним молчанием с целью

слушать и видеть. Этого состояния хватило бы тому, кто его переживает.

Но, по слову святого Макария, Бог заботится не только о том, кто способен на

такое восприятие, Он заботится и о тех, которые еще неспособны на такой опыт. И

Он отходит, подобно тому как море отходит при отливе, и оставляет того, кто был

полностью погружен в опыт, как бы на берегу. Есть момент, когда опыт еще весь в

вас и когда к вам возвращается самосознание: вот этот момент, говорит Макарий,

и есть начало веры. Уверенность целиком тут, она присутствует с такой ясностью,

что не возникает никакого сомнения. Но пережитый опыт становится теперь

невидимым, и вера предстает нам как уверенность в том, что перестало быть

непосредственным опытом, она охватывает пережитый опыт, из которого мы вышли

или только еще выходим. Но в сердцевине веры, как ее определяет святой Макарий,