Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
познали, открыли, почувствовали то, о чем мы еще ничего не знаем и что временно,
поскольку у нас нет никаких причин отрицать их опыт, мы принимаем его
действительность— но вера принадлежит им, мы ею лишь воспользовались. Они
обладают ею или, вернее, охвачены ею, мы ее берем взаймы— и это
совершенно иное положение вещей.
И здесь встает проблема сомнения. Сомнение означает двойственность, сомнение
означает дихотомию, разветвление, момент, когда путь раздваивается, момент
сомнения есть момент, когда мы приходим к пересечению путей и видим перед собой
две возможности. Обычно христианин, оказавшись на перекрестке, впадает в страх:
единственность, простота прежнего положения поставлена под вопрос, ему почти
кажется, что выбор, который он призван сделать,— чуть ли не богохульство.
В каком-то смысле сомнение указывает, что в нас есть неопытность, недостаток
понимания, что мы неспособны безошибочно сделать верный выбор. Свобода выбора,
свобода безразличия, о которой говорит Габриель Марсель, есть уже признак того,
что мы не умеем немедленно отличить истинное от лжи, распознать Бога от карикатуры
на Него.
У пророка Исаии есть место, которое в православном богослужении читается в
навечерие Рождества, там (в славянском тексте) говорится: Младенец родится
Израилю, Который, прежде чем научится различать добро от зла, уже выберет добро
(Ис7:14—16)83. Момент,
когда мы останавливаемся и ставим себе вопрос, означает, что в нас есть
неспособность распознать Добро и Зло, отличить истину от ошибки, жизнь от
смерти, Бога от князя мира сего. Это факт, с которым надо считаться, но этот
факт является также неотъемлемой частью нашего становления, нашего роста,
нашего возрастания, в результате которого мы будем окончательно привиты к Богу.
Христианина охватывает страх, потому что ему кажется, что, как только он
ставит под вопрос свой образ Бога, он грешит против Самого Бога. Я хочу вам
пояснить его ошибку, коротко сравнив сомнение христианина с систематическим,