Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

там…»— а там была мышь. Интересно, осознавали ли вы когда-нибудь, как

трудно посмотреть на мышь? Она слишком мала, она далеко внизу. Посмотреть можно

на что-то большое, что является вызовом для нас, но если смотреть на мышь, нет

ни мыши, ни человека,— мы не умеем стать во весь рост перед этими мышами,

сами делаемся маленькими, в их рост… пока нас не съест кошка.

Это приложимо к страданию, это приложимо к нашему отношению к смерти. Я верю

и хотел бы, чтобы и вы верили, что в ответственном обществе, которое хочет

построить град человеческий, достойный Человека (и для тех из нас, кто

верующий,— град человеческий, который мог бы вырасти в град Божий), роль

медика, как и священника, как и каждого члена общества, но в своем роде,—

не уклониться от вызова, какой ставит нам жизнь, не быть тем, кто делает людей

податливыми, трусливыми, беспомощными. Это профессия, у которой есть видение

жизни, потому что у нас есть видение смерти и их противостояния, потому что у

нас есть видение того, что такое человек, и благодаря этому видению мы не смеем

позволить себе или кому бы то ни было быть ниже человеческого роста.

Вопросы медицинской этики

Вопросы медицинской этики21

Владыка, ты был верующим врачом, потом даже принял тайный монашеский

постриг. Отличался ли твой подход к медицине от подхода неверующего, но

добросовестного врача?

Я думаю, что так резко разделять не всегда возможно, потому что в основе

отношения верующего врача к пациенту лежит, с одной стороны, его вера, с

другой— его отношение к человеку. Мне кажется, всякий врач знает и

чувствует, что его призвание— во-первых, оберегать жизнь, делать ее

возможной и выносимой, во-вторых, спасать человека от страдания—

насколько это возможно. Я ограничиваю задачу словами «насколько возможно»,

потому что, разумеется, как бы ни прогрессировала медицина, есть какие-то

области, где она всегда окажется бессильной.

Разница между верующим врачом и врачом неверующим мне видится в отношении к

телесности, к телу. Для человека верующего человеческое тело— не просто

материя, не просто «временный покров», который спадет с плеч. Плоть нам дается

на всю вечность. Душа человека, дух человека и плоть составляют одно

таинственное целое. Поэтому цель врача-христианина— не только продлить

жизнь для того, чтобы душа человека, его сознание, психика могли продолжать

действовать или чтобы человек продолжал совершать какое-то свое дело на земле.