Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Разница между верующим врачом и врачом неверующим мне видится в отношении к

телесности, к телу. Для человека верующего человеческое тело— не просто

материя, не просто «временный покров», который спадет с плеч. Плоть нам дается

на всю вечность. Душа человека, дух человека и плоть составляют одно

таинственное целое. Поэтому цель врача-христианина— не только продлить

жизнь для того, чтобы душа человека, его сознание, психика могли продолжать

действовать или чтобы человек продолжал совершать какое-то свое дело на земле.

Врач-христианин благоговейно и целомудренно относится к плоти, которая

призвана к вечной жизни и которая, если можно так выразиться, «сродни» плоти

воплощенного Сына Божия. Я это очень переживал, когда действовал как врач, как

хирург. Переживал как служение, почти как священнослужение.

Можно ли сказать, что трепетное отношение верующего врача к телу пациента

замедляет лечение, что, скажем, врач-материалист может быстрее взяться за

какое-то лечение?

Нет, не думаю. Любой врач— верующий, неверующий— стремится,

сколько возможно, облегчить страдание и сохранить полноту жизни в человеке.

Когда я говорю о полноте жизни, я хочу сказать: чтобы человек не только телесно

продолжал существовать, а чтобы телесное существование было полноценное.

Страдание не всегда можно снять, но человеку помочь (медицински или душевно)

его вынести— можно. И человек может вырасти в громадную меру своего

достоинства через это сотрудничество тела и души, в котором врач играет свою

значительную роль, потому что он может поддерживать тело и может вдохновлять

человека на жизнь.

Так что тут есть очень важная и явная пастырская роль каждого врача и

хирурга?

Я думаю, что есть пастырская роль и что она должна выполняться именно в

сознании общения с Богом. Когда я был врачом, то старался, перед тем как увижу

пациента, помолиться, войти в себя, в молитвенный дух, с тем чтобы все, что я

буду делать, исходило из какого-то глубинного общения между Богом, мной и этим

человеком. Бывало, принимая пациентов, я вдруг чувствовал, что теряю связь со

своей глубиной, значит— с Богом. Я тогда говорил находившемуся со мной

пациенту: «Я не знаю, верующий вы или неверующий, но мне надо помолиться. Если

вы верующий, помолитесь со мной, если вы неверующий— сидите смирно!» Я

становился на колени перед иконой святого Пантелеймона и минуту-другую входил в

себя. Христианин-врач должен совершать свое служение под Божиим руководством и