Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Нет, не думаю. Любой врач— верующий, неверующий— стремится,

сколько возможно, облегчить страдание и сохранить полноту жизни в человеке.

Когда я говорю о полноте жизни, я хочу сказать: чтобы человек не только телесно

продолжал существовать, а чтобы телесное существование было полноценное.

Страдание не всегда можно снять, но человеку помочь (медицински или душевно)

его вынести— можно. И человек может вырасти в громадную меру своего

достоинства через это сотрудничество тела и души, в котором врач играет свою

значительную роль, потому что он может поддерживать тело и может вдохновлять

человека на жизнь.

Так что тут есть очень важная и явная пастырская роль каждого врача и

хирурга?

Я думаю, что есть пастырская роль и что она должна выполняться именно в

сознании общения с Богом. Когда я был врачом, то старался, перед тем как увижу

пациента, помолиться, войти в себя, в молитвенный дух, с тем чтобы все, что я

буду делать, исходило из какого-то глубинного общения между Богом, мной и этим

человеком. Бывало, принимая пациентов, я вдруг чувствовал, что теряю связь со

своей глубиной, значит— с Богом. Я тогда говорил находившемуся со мной

пациенту: «Я не знаю, верующий вы или неверующий, но мне надо помолиться. Если

вы верующий, помолитесь со мной, если вы неверующий— сидите смирно!» Я

становился на колени перед иконой святого Пантелеймона и минуту-другую входил в

себя. Христианин-врач должен совершать свое служение под Божиим руководством и

никогда не разрешать себе таких действий, которые он перед Богом не мог бы

оправдать.

Кроме того, можно говорить об очень глубоком сотрудничестве между пациентом

и врачом. Сотрудничество должно существовать всегда, потому что пациент не

может быть просто «объектом» лечения. Если он не сотрудничает, не понимает, что

с ним происходит, не борется за жизнь, за цельность вместе с врачом, то

лекарства не всегда могут помочь.

Когда я впервые оказался в больничной палате, меня потрясло одно— вера

пациента в то, что врач к нему отнесется с благоговением и целомудрием, потому

что он верит в добротность врача: человек, который нормально свою плоть

закрывает от чужого взора, разрешает врачу видеть свое тело, прикасаться к

телу. Этот момент делает возможной встречу на таком уровне, на котором иначе

нельзя встретиться.

Подход врача не может быть просто «научным», в нем должны быть сострадание,