Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
он может облегчить дыхание. Есть ситуации, когда врач, присутствуя при смерти,
может сделать эту смерть возможно более легкой. Я старался в течение всех лет,
когда был врачом, проводить последнюю ночь или последнее время с умирающим,
именно чтобы он не был один. И иногда потрясающе, на какой глубине два человека
могут общаться в молчании, в молитве.
И это может делать любой человек, я бы сказал, даже «неверующий»: человек,
верующий в человечество— в себя как в человека, в другого как в человека
и в то общение, которое между ними есть, ту общность, которая их соединяет. А
если ты верующий, можешь спокойно знать, что ты во Христе и Христос в тебе и
что, если ты не будешь выдумывать и надумывать чего-то, а просто будешь как можно
более углубленно общаться с этим человеком, ты ему передашь нечто большее, чем
сам знаешь, чем сам обладаешь.
Владыка, расскажи о своем участии в семинарах Лондонской медицинской
группы, посвященных христианскому отношению к больному, главным образом смертельно
больному человеку.
Эта группа была основана одним англиканским священником, у которого был
глубокий и серьезный интерес к судьбе больных и к судьбе занимающихся ими
врачей и сестер милосердия. В ней участвовали врачи, начиная с самых
высококвалифицированных, студенты и сестры милосердия. И ударение делалось на
то, что надо «очеловечить» отношения между врачом и больным, углубить
отношения, которые должны существовать между умирающим и его окружением. Я
читал медицинскому персоналу одну лекцию в год в течение всех двадцати пяти лет
существования этой группы, и моя тема была— о смерти. Мы переходили из
одной больницы в другую, и я каждый раз рассматривал тему с новой точки зрения,
потому что, конечно, тема очень многогранная. Сначала я затрагивал тему с точки
зрения самого больного, затем с точки зрения той бедненькой сестры милосердия,
которая должна при нем быть, хотя она не подготовлена ни к смерти, ни к общению
с умирающим, затем с точки зрения семьи и с точки зрения тех людей, которые