Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

и в то общение, которое между ними есть, ту общность, которая их соединяет. А

если ты верующий, можешь спокойно знать, что ты во Христе и Христос в тебе и

что, если ты не будешь выдумывать и надумывать чего-то, а просто будешь как можно

более углубленно общаться с этим человеком, ты ему передашь нечто большее, чем

сам знаешь, чем сам обладаешь.

Владыка, расскажи о своем участии в семинарах Лондонской медицинской

группы, посвященных христианскому отношению к больному, главным образом смертельно

больному человеку.

Эта группа была основана одним англиканским священником, у которого был

глубокий и серьезный интерес к судьбе больных и к судьбе занимающихся ими

врачей и сестер милосердия. В ней участвовали врачи, начиная с самых

высококвалифицированных, студенты и сестры милосердия. И ударение делалось на

то, что надо «очеловечить» отношения между врачом и больным, углубить

отношения, которые должны существовать между умирающим и его окружением. Я

читал медицинскому персоналу одну лекцию в год в течение всех двадцати пяти лет

существования этой группы, и моя тема была— о смерти. Мы переходили из

одной больницы в другую, и я каждый раз рассматривал тему с новой точки зрения,

потому что, конечно, тема очень многогранная. Сначала я затрагивал тему с точки

зрения самого больного, затем с точки зрения той бедненькой сестры милосердия,

которая должна при нем быть, хотя она не подготовлена ни к смерти, ни к общению

с умирающим, затем с точки зрения семьи и с точки зрения тех людей, которые

могут помочь или не помочь.

Сестра милосердия не подготовлена, потому что в медицинских школах это не

проходили?

В медицинских школах не затрагивались эти вопросы, и отношение к человеку,

который тяжело болен или в опасности смерти, было всегда или очень формальное,

или, если можно так выразиться, пугливое. Врач, видя, что не может человека

исцелить, старался «скользнуть» мимо него: его похлопать по плечу, сказать