Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
больному человеку.
Эта группа была основана одним англиканским священником, у которого был
глубокий и серьезный интерес к судьбе больных и к судьбе занимающихся ими
врачей и сестер милосердия. В ней участвовали врачи, начиная с самых
высококвалифицированных, студенты и сестры милосердия. И ударение делалось на
то, что надо «очеловечить» отношения между врачом и больным, углубить
отношения, которые должны существовать между умирающим и его окружением. Я
читал медицинскому персоналу одну лекцию в год в течение всех двадцати пяти лет
существования этой группы, и моя тема была— о смерти. Мы переходили из
одной больницы в другую, и я каждый раз рассматривал тему с новой точки зрения,
потому что, конечно, тема очень многогранная. Сначала я затрагивал тему с точки
зрения самого больного, затем с точки зрения той бедненькой сестры милосердия,
которая должна при нем быть, хотя она не подготовлена ни к смерти, ни к общению
с умирающим, затем с точки зрения семьи и с точки зрения тех людей, которые
могут помочь или не помочь.
Сестра милосердия не подготовлена, потому что в медицинских школах это не
проходили?
В медицинских школах не затрагивались эти вопросы, и отношение к человеку,
который тяжело болен или в опасности смерти, было всегда или очень формальное,
или, если можно так выразиться, пугливое. Врач, видя, что не может человека
исцелить, старался «скользнуть» мимо него: его похлопать по плечу, сказать
несколько слов и пройти, оставив всю заботу— а она очень тяжела,—
на сестрах милосердия и на семье. Причем, с моей точки зрения, было очень
трагично, что старшие сестры этим не занимались— у них была очень большая
чисто медицинская нагрузка. А занимались умирающими младшие сестры, которые уж
никак не были подготовлены формально и которые по отсутствию житейского опыта
очень мало что могли сделать.
А связь между врачами и семьей была очень слабая. Родными не занимались, не
было как бы медицинско-пастырской заботы о них. И вопрос попечения о семье тоже
ставился в наших обсуждениях.
Причем когда врач или сестра боятся или стесняются сказать родным больного:
«Вот, он умирает»,— это не просто сдержанность, а самозащита. Потому что
сказать человеку: «Друг мой, над тобой висит смерть»,— значит, что ты с
ним должен пройти этот путь, это уже ваше общее. Пока человек думает, что ты
только ему делаешь впрыскивания или перевязки, это просто, ты вне, но в момент,