Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
чрева своего творят себе бога (Флп3:19),— ни один атеист никогда не
переживал такую потерю Бога, не впадал в такой атеизм, как Христос,
Который испытал эту потерю и умер от нее,— Он, бессмертный и в Своем
человечестве, и в Своем Божестве. Это бесконечно превосходит любую форму
солидарности. Это являет полную меру Христовой и Божией любви к людям в том,
что Бог готов совершить, это показывает, насколько далеко Он готов идти ради
единения с нами. И опять же, когда мы думаем о людях— о тех, кто не в
Церкви, кто вне ее, кто обратился против Церкви из-за нас, потому что имя Божие
из-за нас хулится среди язычников (Рим2:24),— тогда мы можем
понять, как далеко мы должны идти и как велик должен быть риск нашей
солидарности.
Мы должны быть солидарны прежде всего со Христом, а в Нем— со всеми
людьми до последней черты, до полной меры жизни и смерти. И только тогда, если
мы это принимаем, мы все— каждый из нас и сообщество всех верных, народ
Божий— можем вырастать в то, что было во Христе и что было в апостолах,
то есть в группу людей, которые обладают более величественным видением, чем
мир, большим масштабом, чем мир, так чтобы Церковь от начала могла содержать в
себе все это: могла быть причастной ко всем условиям существования человека и
поэтому могла вести человечество к спасению. Однако мы не таковы. Мы
измельчали, потому что сделали из Бога идола, а себя превратили в рабов. Мы
должны восстановить сознание того величия, которое Бог явил во Христе, того
величия человека, которое Христос открыл нам. И тогда мир сможет начать верить,
и мы сможем стать соработниками Бога в деле всеобщего спасения.
Вера Божия в человека
Вера Божия в человека105
Наше сегодняшнее говение проходит под знаком преддверия Рождества Христова,
и мне хотелось бы подумать с вами вместе над тем, что представляет собой
Рождество для нас, людей, и поговорить не о богословии самого Рождества, а о