Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

жадностью, ненавистью, страхом, всеми возможными грехами— тот мир,

который Господь вызвал к бытию? Как возможно, что Бог нас создал, поверив, что

Его творческий акт будет не напрасен, что в конечном итоге мы, может быть, и

оправдаем его? Я говорю «может быть», потому что это зависит от нас, а не

только от Бога. Бог вызывает нас к бытию, Бог нам дает свободу, без которой нет

любви, Бог открывается нам, по мере того как мы оказываемся способными Его

воспринять, открывается нам со всей Своей глубиной. А открыться— это

значит стать уязвимым, открыться доверчиво другому существу— значит

отдаться в его власть. И, действительно, когда Бог нам предлагает Свою любовь,

а мы— может быть, не словами, но всей жизнью— от этой любви

отрекаемся, разве мы не готовим распятие Господа, не соучаствуем в нем?

В предисловии к рассказу о своем житии протопоп Аввакум так представляет

сотворение мира (я цитирую не дословно, но точно передаю мысль). И сказал Отец:

Сыне, сотворим человека! И Сын ответил: сотворим его, Отче. И Отец сказал: но

он падет, и Тебе придется стать человеком и умереть ради его спасения. И Сын

ответил: да будет так, Отче! И Бог сотворил человека106. В Своем предведении, в Своей

предвечной мудрости Бог знал все, что будет, но и перед этим не остановилась

Его любовь, но и этим не была сокрушена Его вера в нас, потому что Он никого и

ничего не создавал для погибели. Об этом нам следовало бы думать иногда более

глубоко, чем мы думаем. Призывая нас к бытию, Бог изъявил Свою веру в человека.

И каждый из нас может задуматься над тем, что это значит для него лично, по

отношению к самому себе и что это значит по отношению к тому, как люди друг на

друга смотрят, каковы наши взаимные отношения.

И тут начинается тема ответственности. Ответственность мы всегда

представляем себе как момент, когда мы будем стоять перед судом— либо

своей совести, либо гражданским судом, либо Божиим. Но ответственность

начинается в тот момент, когда мы на какое-то предложение— отвечаем. Бог

нам говорит: Я поверил в тебя, и поэтому Я вызвал тебя из небытия, Я Свою веру