Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Сестра боится смерти, боится о ней сказать. К сожалению, это бывает даже с
некоторыми священниками. Я читал доклад одного священника, который говорит
между прочим: «Священник сможет помочь умирающему в меру собственного страха
перед смертью…» Это же полное отрицание того, что можно сделать! Потому
что, если ты сам боишься, ты никакой поддержки не можешь дать другому человеку.
Тут возникает вопрос о правде— о правде и в медицинской, и в
пастырской практике. Как относились те, с кем ты общался, к этому вопросу?
Конечно, есть люди, которые просто боятся всякой правды…
Знаешь, это трудный вопрос, он не ставится с такой простотой: неправда или
правда. Неправду сказать очень легко, это проблемы не составляет. Ты знаешь,
что человек умирает, и не хочешь быть вовлеченным в это драматическое положение
и говоришь: «Нет, нет, все будет хорошо! Ты сейчас себя чувствуешь хуже, но это
потому, что лекарства только начали действовать, ты сейчас успокоишься, будет
лучше…»— и уходишь. Но правда не такая простая. Бросить в лицо: «Ты,
дружок мой, при смерти, готовься к этому!»— нельзя всякому человеку. В
такой форме никому нельзя сказать.
В течение всей болезни человека должна быть какая-то подготовка в этом
отношении. Причем я много раз говорил студентам: готовьте умирающих не к
смерти, а к вечной жизни. Не к тому, что: «Вот, ты умрешь, тебя похоронят, и
конец», а к тому, что смерть— это переход.
Но это можно говорить верующим или тем, кто помнит о своей вере, кто
воспитан в христианской вере. Можно ли так говорить неверующим врачам и
студентам?
Я думаю, что в такой форме можно говорить даже не всякому верующему.
Сказать: «Ты умираешь, но смерть не конец, а начало»— можно очень зрелому
человеку. Но что можно сделать— это постепенно готовить человека к тому,
что смерть перед каждым из нас лежит, поделиться с ним чем-то, что может его
подкрепить. Я помню несколько случаев, когда мне приходилось сидеть у больного,