Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

обладающим той уверенностью и тем покоем, которыми обладает центральная точка в

сравнении с периферией.

Итак, самоутверждение равносильно отрицанию другого. Но самоутверждение

индивидуума есть и отказ от самой способности любить, потому что любить—

это прежде всего признавать в другом само его бытие, признавать, так сказать,

актуальность другого, признавать, что другой радикально, полностью, до конца от

меня отличен, признавать его как факт и воспринимать его не как нечто опасное,

а как реальность положительную, как участника в общей гармонии вселенной и

относиться к нему соответственно, то есть с уважением, чувством почтительности,

я бы даже сказал, почитания— в смысле того уважения, которое пробуждает в

нас желание и волю к совершенному и полному служению. Любить кого-то— это

прежде всего признать за ним право на существование, дать ему «право

гражданства» и занять по отношению к нему периферийное место, затем с этой

периферии устремляться к нему, все более забывая себя самого.

И вот до чего же нам это кажется нереальным, особенно в той форме, в какой я

об этом говорю! Но все мы знаем, например, что мы все время окружены людьми,

существования которых мы почти не замечаем, они для нас— обстановка,

причем весьма громоздкая, потому что она все время оказывается на нашем пути и

мы или наталкиваемся на нее, или нам приходится ее обходить. Мы часто называем

человеческими отношениями то, что в большинстве случаев следовало бы называть

столкновениями. Если мы не успели разминуться, мы неизбежно сталкиваемся, но и

в том, и в другом случае мы друг друга не замечаем. Единственное, что мы

замечаем, это некий объем, какую-то помеху, нечто мешающее мне следовать по

моей траектории; и если она не простой переход с одного места на другое, а путь

моей жизни, эта траектория есть то, что я хочу делать, а «другой»— опасность,

препятствующая мне быть тем, чем я хочу быть.

Но при доброжелательных, дружеских отношениях— я уж не говорю о

любви— мы видим нечто совершенно иное. Начинается все с того, что кто-то,