Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
И тут мы можем также измерить элемент противоположения в самих себе.
Приступая к такому самоисследованию в этом направлении или в плане другой
какой-либо стороны нашей обособленной жизни, мы склонны к поистине дьявольскому
рассуждению. Оно состоит, в сущности, в следующем: все, что во мне
привлекательно, что во мне нравится мне, и есть мое «я». Все же, что во мне
кажется мне уродливым, отталкивающим, или то, что другие находят во мне
отталкивающим и уродливым, что создает напряжение с окружающими, я воспринимаю
как пятна, как нечто привнесенное или наложенное на меня извне. Например, люди
часто говорят: «Я ведь от всего сердца стремлюсь к иному, но жизненные
обстоятельства сделали меня таким». Нет, жизненные обстоятельства только
раскрыли, что ты таков, такова. В переписке Макария, одного из оптинских
старцев, есть два или три письма к петербургскому купцу, который пишет: «От
меня ушла прислуга, и мне предлагают взамен деревенскую девушку. Что вы мне
посоветуете, брать мне ее или не брать?» Старец отвечает: «Конечно, брать».
Через некоторое время купец снова пишет: «Батюшка, позвольте мне ее прогнать,
это настоящий бес. С тех пор, как она здесь, я все время прихожу в ярость и
потерял всякое самообладание». И старец отвечает: «И не вздумай гнать, это
ангела небесного послал тебе Бог, чтобы ты видел, сколько в тебе злобы, которую
прежняя прислужница никогда не могла поднять на поверхность».
И вот мне кажется, что если мы вглядимся в себя со всей серьезностью, то уже
не сможем сказать: все, что добродетельно, прекрасно, гармонично— это я,
все остальное— пятна, случайности, не имеющие со мной ничего общего, они
просто прилипли к моей коже. В действительности же они не к коже прилипли, а
коренятся в самой глубине нашего существа. Только это нам не нравится, и мы
обвиняем кого можем: обстоятельства нашей жизни и прочее. Сколько раз я слышал на
исповеди: «Вот все мои грехи»,— затем кающийся на минуту останавливается
перевести дух (грехи обычно излагаются довольно быстро) и произносит длинную
речь, доказывая, что, будь обстоятельства данной ему Богом жизни иными, у него