Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
весь вред, все зло, которое Он вам причинил, все обстоятельства, в которых Он
принудил вас не быть святым или святой?» Обычно людям это не нравится, но это
правда, и это так важно, так существенно: мы должны принимать самих себя
целиком, как мы есть. Мы не поступаем так, если считаем, что мы— это то,
что прекрасно, а в остальном виноват Бог (чаще всего Бог, а не дьявол, потому
что, в сущности, Бог должен был бы воспрепятствовать дьяволу делать зло,
которое тот делает,— уж по крайней мере по отношению ко мне!).
Что же нам делать? Можно ли найти какое-то вдохновение, поддержку в делании,
вытекающем из того, что мы увидели? Да, конечно, можно, и это «да, конечно» для
меня обосновывается двумя моментами. Во-первых, нечто чрезвычайно
воодушевляющее сказал Иоанн Кронштадтский; он говорит, что Бог никогда не дает
нам увидеть в себе зло, если Он не уверен, что наша вера, наша надежда
достаточно крепки, чтобы устоять перед таким видением. Пока Он видит, что нам
недостает веры, недостает надежды, Он оставляет нас в относительном неведении,
во внутренних наших потемках мы различаем только опасности, которые Он
предоставляет нам находить ощупью. Когда же Он видит, что наша вера стала
крепкой и живой, наша надежда достаточно сильной, чтобы выдержать мерзость
того, что мы увидим, и не пошатнуться, тогда Он дает нам увидеть то, что видит
Сам,— но только в меру нашей надежды и нашей веры. Итак, вот двойное
откровение, из которого мы можем извлечь известную пользу; первое— это
голый факт: я считал себя таким терпеливым, а эта деревенская девушка
раскрывает во мне все мое нетерпение, грубость и необузданность. Но, с другой
стороны, если Бог позволил мне увидеть, значит, Он знает, что я теперь в силах
справиться с проблемой, знает, что я в состоянии победить искушение и внутренне
измениться.
Второй момент обосновывается для меня словами преподобного Серафима
Саровского, который говорит, что существенно важно видеть себя цельно, то есть
не только то, что во мне есть прекрасного, отвечающего нашему призванию к