Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Итак, вот два различных, но коррелятивных пути самопознания. Познания
«я»— индивидуума, которое себя утверждает, себя противополагает, которое
отвергает и отрицает другого, то «я», которое не хочет видеть всего себя таким,
как оно есть, потому что стыдится и боится своего безобразия, то «я», которое
никогда не хочет быть реальным, потому что быть реальным значит стать перед
судом Бога и людей, то «я», которое не хочет слышать, что говорят о нем люди,
тем более— что говорит о нем Бог, слово Божие. И с другой стороны—
личность, находящая свое удовлетворение, свою полноту и свою радость только в
раскрытии своего первообраза, совершенного образа того, что она есть, образа,
который освобождается, расцветает, открывается— то есть все больше
обнаруживается— и тем самым все больше уничтожает индивидуума, пока от
него уже не останется ничего противополагающегося, ничего самоутверждающегося,
а личность-ипостась, которая есть отношение, личность, которая всегда была
только состоянием любви того, кто любит, и того, кто любим, оказывается высвобожденной
из плена индивидуума и вновь входит в ту гармонию, которая есть Божественная
Любовь, всех содержащая и раскрывающаяся в каждом из нас, как в светах
вторых, излучающих вокруг свет Божий.
Внутренняя устойчивость
Внутренняя устойчивость114
Внутренний мир и устойчивость— не чисто христианские явления, так же
как и не явления исключительно религиозного порядка. Внутренний мир,
устойчивость, состояние равновесия, изнутри которого можно мыслить и
действовать, составляет предмет всеобщего искания, интереса и цели,
устремления.
Те, кто нашел Бога, ищут и находят этот внутренний мир и устойчивость в
молитве и в Боге; ищут часто, если они верующие, через молитву.
Те, кто нашел Бога, ищут этой устойчивости в молитве— молитве, которая
воспринимается, которую они опытно познали как встречу, как взаимное
присутствие Бога и человека, общение человека и Бога, как, может быть, способ
найти абсолютную точку опоры не только для своей личной жизни, но и для всей
окружающей жизни, для жизни вообще.
Те, кто ищет через молитву, ищут порой поистине изо всех сил. Как в
индийском рассказе о молодой женщине, которую муж бросил в лесу, потому что не
хочет, чтобы она стала жертвой рока и проклятия, тяготеющих на нем.
Проснувшись, она оказывается одна. Она идет по лесу с одним призывом: «Где ты,