Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

что-то, что требует разрешения, что вся очевидность против него. Кто поверит,

что он любит Христа— он, отрекшийся,— больше тех, кто не

отрекался? И тогда он дает Господу этот ответ, ответ совершенный: Господи,

Ты все знаешь! Ты знаешь, что я Тебя люблю! Ты знаешь, что более глубоко,

более подлинно, чем видимость, есть подлинность всего моего внутреннего

существа.

Так вот, это мы и должны помнить, когда хотим установиться в верности и не

потерять способность быть верным: только вера, то есть уверенность в том, что

стало невидимым или еще не стало видимым (Евр11:1), может дать нам эту

прочность, устойчивость.

Если мы обратимся к области деятельности, если хотите— воли, как я уже

сказал, почти вся наша жизнь направлена вовне: вожделением, страхом,

ненавистью. И с другой стороны, в очень большой мере нас определяет все

внешнее— и это очень тревожное положение. Если вы подумаете об одном

прошедшем дне (я уж не беру дольше): сколько раз за день была акция вместо реакции?

Сколько раз за день вы действовали изнутри, свободно, без того чтобы вас

побуждали к действию, без того, чтобы само действие, его форма, его содержание

не определялись внешним побуждением, внешней причиной? Вы увидите, что это

бывает очень редко. Мы почти постоянно живем, реагируя, и почти никогда не

действуем сами. Действия нет, есть противодействие. Это указывает нам на

то, что наша жизнь— не самостоятельный свет, что мы живем отраженной

жизнью, мы живем, словно лужа воды, отражающая солнечный свет. Свет попадает на

нее— она полна блеска, но достаточно лучу переместиться, чтобы осталась

всего лишь темная лужа. Это важно отметить. Если мы не хотим терять состояние

внутреннего мира и устойчивости, мы должны научиться действовать изнутри

наружу, чтобы нас не определяли постоянно внешние события, будь то большие или

малые. До тех пор, пока мы будем лишь отражением того, что нас окружает, до тех

пор, пока мы будем лишь реакцией на то, что действует на нас извне, мы