Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
не можем надеяться хоть в какой-то мере обладать устойчивостью. Мы будем в
состоянии постоянной и безнадежной зависимости.
Что касается вожделения, я уже цитировал Карреля, и, думаю, нет нужды к
этому возвращаться. Мы устремлены, выброшены вовне, нас определяет то, что вне
нас. И наше тело, и наше воображение, и все силы нашей души привязаны к тому,
что вне нас, и все внешнее гораздо чаще побуждает нас к действию и вызывает
реакцию, чем реагирует на нас. Страх… Страх тоже связывает нас с тем, что нас
окружает. Страх означает просто, что мы чувствуем опасность, как бы наша
цельность не была умалена, не признана. Это также состояние рабства, плена. Так
же и ненависть. Следовательно, надо что-то делать, надо добиться освобождения.
В области этой реакции, этой направленности на внешнее, того влияния,
которое внешние вещи должны иметь на наш внутренний мир, в центре всего стоит нищета,
предлагаемая нам первой заповедью блаженства. Только эта нищета должна быть
понята. Нищета состоит не в том, чтобы не иметь. Тот факт, что у
вас чего-то нет, не делает вас ни бедными, ни богатыми. Потому что мы бедны,
как говорит святой Иоанн Златоуст, лишь когда желаем того, чего не имеем. Тот
факт, что мы желаем обладать чем-то, чего не имеем, делает нас нищими, сколь
богаты мы ни были бы на самом деле. С другой стороны, как часто мы гордимся
нашим рубищем, как часто, за неимением лучшего, мы гордимся тем, чего лишились
или чего никогда не имели,— мы богаты собственной нищетой.
И наоборот, не иметь— тоже может быть богатством в положительном
смысле, действительно положительном. Мартин Бубер передает рассказ о раввине,
который жил в Польше в XVIIIвеке, жил в крайней нужде, в холоде, голоде,
бедности и оставленности и который каждое утро радостно воспевал славу и
милость Божию. И однажды кто-то, слыша его, сказал: «Как ты можешь так притворяться!
Бог тебя лишил всего, а ты Его благодаришь за все, что Он тебе будто бы дал!» И
раввин ему ответил: «Ты ошибаешься, Бог меня ничего не лишил! Бог посмотрел на
меня и сказал: что нужно этому человеку, чтобы он действительно стал всем, чем