Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
неустойчивости. И особенно я хотел говорить о вопросе времени, о том, как
справляться с временем. Потому что время, больше чем что-либо другое, ставит
нас в положение неустойчивости. Оно движется, оно бежит, мы постоянно
воображаем, будто надо бежать за ним вдогонку,— тогда как оно мчится нам
навстречу. И можно научиться многому о том, как справляться с временем и жить
во времени, вместо того чтобы или гнаться за ним, или наблюдать, как оно от нас
ускользает. Есть также положения, свойственные нашей эпохе, исторические
положения, положения, в которые мы оказываемся поставленными либо собственным
выбором, либо местом, которое занимаем в обществе.
Ответы на вопросы
Как, потеряв внутренний мир, вновь обрести его?
Думаю, это отчасти зависит от причины, по которой мы потеряли мир. Но я
думаю, первое, что надо сделать, когда теряешь мир, это не прибавлять смятения,
сетуя и сокрушаясь над этой потерей. Потому что все наши сетования, все наши
жесты отчаяния не в состоянии будут вернуть нам мир. Единственное, что мы можем
сделать— и это непросто,— это сказать: я был в одном состоянии,
теперь я в другом состоянии, в этом состоянии я нахожусь и изнутри этого
состояния я действую. В тот миг, когда мы можем это сказать, мы уже обрели
равновесие, которое нам позволяет действовать изнутри, а не извне. Это, думаю,
верно даже в отношении не только «технических» ошибок, но и в отношении греха.
Святой Иоанн Лествичник нам говорит: пока мы не согрешили, дьявол уверяет нас,
что Бог милостив, как только мы согрешили, он говорит: Бог неумолим. Так вот,
именно тут мы и можем поймать дьявола, потому что мы знаем, что он лжец по
природе. И мы можем сказать: я согрешил, самое время мне каяться, я могу
сделать нечто активное, динамичное, истинное, Бог может спасти меня, грешника,
какой я есть, Он не в состоянии спасти святого, которым я и не был,— и
так установиться в положении еще более реальном, чем прежнее.
Я думаю, одна из вещей, к которой дьявол всегда будет стремиться, это