Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

положения, положения, в которые мы оказываемся поставленными либо собственным

выбором, либо местом, которое занимаем в обществе.

Ответы на вопросы

Как, потеряв внутренний мир, вновь обрести его?

Думаю, это отчасти зависит от причины, по которой мы потеряли мир. Но я

думаю, первое, что надо сделать, когда теряешь мир, это не прибавлять смятения,

сетуя и сокрушаясь над этой потерей. Потому что все наши сетования, все наши

жесты отчаяния не в состоянии будут вернуть нам мир. Единственное, что мы можем

сделать— и это непросто,— это сказать: я был в одном состоянии,

теперь я в другом состоянии, в этом состоянии я нахожусь и изнутри этого

состояния я действую. В тот миг, когда мы можем это сказать, мы уже обрели

равновесие, которое нам позволяет действовать изнутри, а не извне. Это, думаю,

верно даже в отношении не только «технических» ошибок, но и в отношении греха.

Святой Иоанн Лествичник нам говорит: пока мы не согрешили, дьявол уверяет нас,

что Бог милостив, как только мы согрешили, он говорит: Бог неумолим. Так вот,

именно тут мы и можем поймать дьявола, потому что мы знаем, что он лжец по

природе. И мы можем сказать: я согрешил, самое время мне каяться, я могу

сделать нечто активное, динамичное, истинное, Бог может спасти меня, грешника,

какой я есть, Он не в состоянии спасти святого, которым я и не был,— и

так установиться в положении еще более реальном, чем прежнее.

Я думаю, одна из вещей, к которой дьявол всегда будет стремиться, это

привести нас в состояние беспокойства, внутреннего смятения. Потому что, с его

точки зрения, смятение, которое отделяет нас от Бога— поскольку оно

обращает нас на самих себя,— столь же полезно, как любой грех, важно,

чтобы мы не были с Богом. Если смятения достаточно, чтобы занять все наше

внимание, всю нашу внутреннюю жизнь, враг достиг своей цели.

Легко ли в сегодняшнем мире видеть Бога как источник гармонии?

Я думаю, что следует делать различие между миром в библейском смысле слова, то