Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Дух нас постепенно изменяют, постепенно делают сообразными Христу, то есть
похожими на Него, помогают нам стать и образом Божиим, и подобием Божиим.
В одном из своих писем святитель Феофан Затворник, говоря о том, с каким
настроением надо приступать к молитве, указывает три основных условия: молиться
надо со всем вниманием, на которое мы способны, со всем усилием, всей
устойчивостью, всей крепостью нашего ума; молиться надо со всем благоговением,
которое доступно нашей, порой очень небольшой, чуткости, сознавая, что мы стали
перед Богом, что мы предстоим Ему и что наша молитва, наше поклонение должно
быть трепетно и любовно, благоговейно и смиренно; и, наконец,— третье
условие, которое именно побуждает меня упомянуть об этих советах святителя
Феофана: мы должны молиться не с тем, чтобы нам было дано то, к чему мы
стремимся, о чем мечтаем, а с тем, чтобы в нас совершена была воля Божия
беспрепятственно, какова бы она ни была. В молитве нет места исканию тех или
других чувств или мыслей, потому что искать мы можем только то, о чем мы уже
имеем представление, тогда как мы должны быть открытыми ко всему, что совершит
в нас Господь, ко всему, что Он нам даст,— и нередко в нас исполняется
слово, когда-то при море Тивериадском сказанное Спасителем Христом апостолу
Петру: придет время, когда иной тебя препояшет и поведет, куда ты не хочешь (Ин21:18).
Поэтому духовная жизнь вся сосредоточена не в человеке, а в Боге, в Нем
имеет свой источник, Им определяется, к Нему направлена. И если мы хотим
говорить о духовной жизни, первым делом нам следует остановиться на том, что мы
знаем от Спасителя Христа о Святом Духе, Кто Он такой в нашей жизни, на том,
чего мы можем ожидать. Дух Святой и в молитве «Царю Небесный»122, которую мы читаем перед началом
каждого дела, и в Евангелии, в словах Спасителя (напр., Ин14:16),
называется Утешителем, но это славянское слово богаче, чем теперешнее
русское его значение, и корни его уходят в греческий язык123, в еще большее богатство. Дух
Святой— это действительно Тот, Кто приносит утешение, но это также Тот,
Кто приносит крепость, это Тот, Кто приносит радость: русское «утешение» и