Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

перед Богом, что мы предстоим Ему и что наша молитва, наше поклонение должно

быть трепетно и любовно, благоговейно и смиренно; и, наконец,— третье

условие, которое именно побуждает меня упомянуть об этих советах святителя

Феофана: мы должны молиться не с тем, чтобы нам было дано то, к чему мы

стремимся, о чем мечтаем, а с тем, чтобы в нас совершена была воля Божия

беспрепятственно, какова бы она ни была. В молитве нет места исканию тех или

других чувств или мыслей, потому что искать мы можем только то, о чем мы уже

имеем представление, тогда как мы должны быть открытыми ко всему, что совершит

в нас Господь, ко всему, что Он нам даст,— и нередко в нас исполняется

слово, когда-то при море Тивериадском сказанное Спасителем Христом апостолу

Петру: придет время, когда иной тебя препояшет и поведет, куда ты не хочешь (Ин21:18).

Поэтому духовная жизнь вся сосредоточена не в человеке, а в Боге, в Нем

имеет свой источник, Им определяется, к Нему направлена. И если мы хотим

говорить о духовной жизни, первым делом нам следует остановиться на том, что мы

знаем от Спасителя Христа о Святом Духе, Кто Он такой в нашей жизни, на том,

чего мы можем ожидать. Дух Святой и в молитве «Царю Небесный»122, которую мы читаем перед началом

каждого дела, и в Евангелии, в словах Спасителя (напр., Ин14:16),

называется Утешителем, но это славянское слово богаче, чем теперешнее

русское его значение, и корни его уходят в греческий язык123, в еще большее богатство. Дух

Святой— это действительно Тот, Кто приносит утешение, но это также Тот,

Кто приносит крепость, это Тот, Кто приносит радость: русское «утешение» и

славянское «утеха», как радость,— одного корня, сродни друг другу.

Задумаемся над значением этих трех слов. Для того чтобы быть утешенным, надо

нуждаться в утешении, надо быть в нужде душевной или в горе, или в тоске, или в

сиротстве, в обездоленности, во вдовстве. Какое утешение приносит Святой Дух,

которого не может принести никто другой? Утешение в том, о чем мы меньше всего

горюем, в том, о чем горевали и горюют святые. Апостол Павел говорит: жизнь

для меня— Христос, и смерть— приобретение, потому что, пока я