Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

имеем представление, тогда как мы должны быть открытыми ко всему, что совершит

в нас Господь, ко всему, что Он нам даст,— и нередко в нас исполняется

слово, когда-то при море Тивериадском сказанное Спасителем Христом апостолу

Петру: придет время, когда иной тебя препояшет и поведет, куда ты не хочешь (Ин21:18).

Поэтому духовная жизнь вся сосредоточена не в человеке, а в Боге, в Нем

имеет свой источник, Им определяется, к Нему направлена. И если мы хотим

говорить о духовной жизни, первым делом нам следует остановиться на том, что мы

знаем от Спасителя Христа о Святом Духе, Кто Он такой в нашей жизни, на том,

чего мы можем ожидать. Дух Святой и в молитве «Царю Небесный»122, которую мы читаем перед началом

каждого дела, и в Евангелии, в словах Спасителя (напр., Ин14:16),

называется Утешителем, но это славянское слово богаче, чем теперешнее

русское его значение, и корни его уходят в греческий язык123, в еще большее богатство. Дух

Святой— это действительно Тот, Кто приносит утешение, но это также Тот,

Кто приносит крепость, это Тот, Кто приносит радость: русское «утешение» и

славянское «утеха», как радость,— одного корня, сродни друг другу.

Задумаемся над значением этих трех слов. Для того чтобы быть утешенным, надо

нуждаться в утешении, надо быть в нужде душевной или в горе, или в тоске, или в

сиротстве, в обездоленности, во вдовстве. Какое утешение приносит Святой Дух,

которого не может принести никто другой? Утешение в том, о чем мы меньше всего

горюем, в том, о чем горевали и горюют святые. Апостол Павел говорит: жизнь

для меня— Христос, и смерть— приобретение, потому что, пока я

живу в теле, я разлучен от Христа (Флп1:21; 2Кор5:6). Вот это

первое утешение, в котором мы нуждались бы, если бы любовь к Богу в нас горела

так же, как она горела в сердце апостола Павла, так же, как она горит в сердцах

святых. Мы обездолены, мы осиротели: осиротели смертью Христовой и в каком-то

смысле остаемся сиротами и при Его Воскресении и Вознесении. Да, Он среди нас—

но невидимо, Он таинствами действует в нас— но порой еле ощутимо, мы

этого не чувствуем, мы ослеплены, оглушены видимым, окружающим нас шумным