Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

руку в свою и карандашом водит по странице, и ребенок с удивлением видит, как

красиво, гармонично ложатся линии— прямые, округлые,— до момента,

когда вдруг он поймет, что это делается его рукой. Когда он думает, что понял,

он начинает, как ему кажется, помогать и дергает материнскую руку с карандашом

невпопад, не туда, и все делается путаным узором. Так бывает и с нами: пока мы

просто отдаемся на волю Божию, пока мы прислушиваемся и не только делаем то,

что понимаем, но даем Богу действовать в нас, тогда все хорошо. Это—

немощь плодотворная, творческая. В других областях это называется вдохновением,

в духовной жизни, во внутреннем возрастании это— одухотворенность.

Другой пример. Как хрупка, тонка перчатка хирурга— ее можно прорвать

ногтем, и потому, что она такая тонкая, потому, что она такая хрупкая, рука в

ней все может чувствовать и действовать свободно и творчески, замени ее тяжелой

перчаткой— ничего нельзя сделать… И еще пример: парус на лодке—

самое хрупкое, что в ней есть, но направленный верно, этот парус может быть

охвачен ветром и нести лодку к цели. Если мы подумаем, что на древних языках ветер

и дух— одно и то же слово, то легко поймем, что стоит внутри

себя иметь такую хрупкость, такую гибкость, которая может быть захвачена

дыханием Духа, и Он нас повлечет к цели, а цель всегда— Спаситель

Христос, всегда— жизнь преизбыточествующая, жизнь ликующая, о которой

говорит Иоанн Златоуст в своем пасхальном послании126. Крепость, несокрушимая крепость этого

Божия Духа, ветра, дыхания…

И опять встает перед нами вопрос: что мы об этом знаем? Не повторяем ли мы

без конца, постоянно, что у нас нет сил: нет сил жить, нет сил исполнять

заповеди Христовы, нет сил любить, нет сил молиться, нет сил стоять перед лицом

противоречивых течений— нет сил ни для чего; мы носимы ветром, как

соломинка; нас уносит, как поток уносит стружки. Разве мы не говорим это все

время, на каждой исповеди: «Не хватило сил», «Нет сил», «Откуда взять силы?»,

«Я так слаб»? Тело, душа, ум, сердце, воля— все в состоянии