Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

И опять встает перед нами вопрос: что мы об этом знаем? Не повторяем ли мы

без конца, постоянно, что у нас нет сил: нет сил жить, нет сил исполнять

заповеди Христовы, нет сил любить, нет сил молиться, нет сил стоять перед лицом

противоречивых течений— нет сил ни для чего; мы носимы ветром, как

соломинка; нас уносит, как поток уносит стружки. Разве мы не говорим это все

время, на каждой исповеди: «Не хватило сил», «Нет сил», «Откуда взять силы?»,

«Я так слаб»? Тело, душа, ум, сердце, воля— все в состоянии

расслабленности.

Но ведь есть Святой Дух, Который дышит, где хочет, Который может Собой

заполнить любой парус и понести любую ладью, через любое море, есть Кормчий

Христос у руля, сила Божия с нами. Апостол Павел был, как мы, хрупкий

человек— и что только он не сумел пережить, против чего он не сумел

устоять! И обнаружив, что никакой силой человеческой он не может совершить свое

служение Богу, потому что то, что он должен был совершить, было Божие, а не

человеческое, он повторяет: да, сила Божия в немощи совершается, но все мне

возможно в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе (2Кор12:9; Флп4:13).

Все возможно каждому— в разной мере, но никто не покладай рук! Конечно,

если мы сначала определим духовную жизнь как цепь возвышенных мыслей, дивных

переживаний, тогда мы оказываемся с самого начала у разбитого корыта. Но если

думать о духовной жизни как об осуществлении Самим Богом в нас того, что Он

предусмотрел, того, для чего Он нас призвал жить, тогда мы можем спокойно дать

простор Богу— и сила Божия совершится в нас.

И последнее: Дух Святой— радость, радость свободы, радость того, что

силой Божией мы вырастаем в меру подлинного человечества, делаемся подлинно

людьми по образу Христа, людьми с чистым сердцем, которое может узреть Бога

(Мф5:8), людьми с неколеблющейся волей, устремленной к Богу и

вдохновленной любовью, людьми с очищенной плотью, с просвещенным и светлым

умом, людьми, которые на нашей земле являются присутствием Самого Христа: