Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

человеческое, он повторяет: да, сила Божия в немощи совершается, но все мне

возможно в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе (2Кор12:9; Флп4:13).

Все возможно каждому— в разной мере, но никто не покладай рук! Конечно,

если мы сначала определим духовную жизнь как цепь возвышенных мыслей, дивных

переживаний, тогда мы оказываемся с самого начала у разбитого корыта. Но если

думать о духовной жизни как об осуществлении Самим Богом в нас того, что Он

предусмотрел, того, для чего Он нас призвал жить, тогда мы можем спокойно дать

простор Богу— и сила Божия совершится в нас.

И последнее: Дух Святой— радость, радость свободы, радость того, что

силой Божией мы вырастаем в меру подлинного человечества, делаемся подлинно

людьми по образу Христа, людьми с чистым сердцем, которое может узреть Бога

(Мф5:8), людьми с неколеблющейся волей, устремленной к Богу и

вдохновленной любовью, людьми с очищенной плотью, с просвещенным и светлым

умом, людьми, которые на нашей земле являются присутствием Самого Христа:

словом, действием, чистотою, любовью, верой в человека, а не только в Бога,

надеждой, которая побеждает всякое колебание, и любовью, которая держит всех.

Святой Серафим Саровский говорил, что, если бы только кто-либо познал Бога, он

был бы готов десятки тысяч лет мучиться, чтобы еще один раз пережить Его

приближение. Но мы этого не ищем. Когда нам дается такое прикосновение

благодати, когда приближается Христос, когда мы касаемся края Его одежды, когда

вдруг Дух Святой дохнет в нашей душе и она запоет, заплачет— мы стараемся

удержать то, что нам дано, как будто это нам принадлежит, как будто это уже

стало нашей собственностью, как будто мы имеем на это какие-то права,— и

теряем это. Теряем, потому что удержать это нельзя, как нельзя удержать любовь,

как нельзя удержать ласку, как нельзя удержать заходящее солнце, как нельзя

удержать ничего, иначе как сохранив это в своей душе, словно новый вклад

изумленности, благоговения, радости.

Я говорил о трех наименованиях Святого Духа, которые содержатся в