Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

простор Богу— и сила Божия совершится в нас.

И последнее: Дух Святой— радость, радость свободы, радость того, что

силой Божией мы вырастаем в меру подлинного человечества, делаемся подлинно

людьми по образу Христа, людьми с чистым сердцем, которое может узреть Бога

(Мф5:8), людьми с неколеблющейся волей, устремленной к Богу и

вдохновленной любовью, людьми с очищенной плотью, с просвещенным и светлым

умом, людьми, которые на нашей земле являются присутствием Самого Христа:

словом, действием, чистотою, любовью, верой в человека, а не только в Бога,

надеждой, которая побеждает всякое колебание, и любовью, которая держит всех.

Святой Серафим Саровский говорил, что, если бы только кто-либо познал Бога, он

был бы готов десятки тысяч лет мучиться, чтобы еще один раз пережить Его

приближение. Но мы этого не ищем. Когда нам дается такое прикосновение

благодати, когда приближается Христос, когда мы касаемся края Его одежды, когда

вдруг Дух Святой дохнет в нашей душе и она запоет, заплачет— мы стараемся

удержать то, что нам дано, как будто это нам принадлежит, как будто это уже

стало нашей собственностью, как будто мы имеем на это какие-то права,— и

теряем это. Теряем, потому что удержать это нельзя, как нельзя удержать любовь,

как нельзя удержать ласку, как нельзя удержать заходящее солнце, как нельзя

удержать ничего, иначе как сохранив это в своей душе, словно новый вклад

изумленности, благоговения, радости.

Я говорил о трех наименованиях Святого Духа, которые содержатся в

одном-единственном слове «Утешитель». Но Спаситель также говорит о Святом Духе,

что Он есть Дух Истины, и все, что Он скажет нам, Он возьмет из того, что

Спаситель Христос Сам говорил, и раскроет это перед нами (Ин16:13—15).

Поэтому одна из черт подлинной духовности— это соответствие и учения, и

веры, и жизни с учением Спасителя Христа. Это очень важно, потому что Господь

есть явление истины, есть Сама Истина, пришедшая в мир. И подлинная духовная

жизнь не может быть основана ни на чем ином, как на Его откровении Себя Самого